РНБ Российская национальная библиотека

Часто задаваемые вопросы

Запись в библиотеку

1. Я не могу приехать в СПб, но хочу стать читателем Вашей библиотеки, чтобы получать отдельные копии (статей, страниц книг и т.д.). Возможно ли это и на каких условиях?

Стать читателем Российской национальной библиотеки заочно нельзя. Однако вы можете заказать копии отдельных статей, страниц книг и т.д., обратившись в Службу электронной доставки документов.

 

2. Считается ли регистрацией для записи в библиотеку проживание в гостинице на время пребывания в Санкт-Петербурге?

Проживание в гостинице считается регистрацией для записи в РНБ.

 

Поиск и заказ изданий (каталог Primo)

Регистрация

1. Как зарегистрироваться в Электронном каталоге (ЭК)?

Войдите в Электронный каталог (primo.nlr.ru).
Нажмите кнопку «Вход» в правом верхнем углу экрана, затем перейдите на вкладку «Регистрация». Заполните поля регистрации:
– Номер билета нужно писать без буквы (только цифры!).
– Фамилию, имя и отчество запишите полностью.
– Дату рождения указывайте в формате ДДММГГГГ (без точек и пробелов!). Например, если ваша дата рождения 5 марта 1978 года, то нужно записать ее следующим образом: 05031978.
– Адрес электронной почты указывать необязательно, но желательно.
– В качестве пароля можно использовать цифры и буквы латинского алфавита (рекомендуем повторить в качестве пароля дату рождения).

 

2. Что делать, если я не помню пароль?

а) Можно воспользоваться сервисом «Напомнить пароль». Для этого нажмите кнопку «Вход» в правом верхнем углу экрана в электронном каталоге. В открывшемся окне авторизации впишите свой номер билета (без буквы) в соответствующее поле. Поле «Пароль» оставьте незаполненным. Ниже нажмите на «Напомнить пароль» и впишите ваш e-mail в открывшееся поле. Затем проверьте вашу электронную почту, вам должно прийти письмо с дальнейшими указаниями.
б) Если вы регистрировались с помощью библиографа в РНБ, попробуйте в качестве пароля указать дату вашего рождения в формате ДДММГГ или ДДММГГГГ (т. е. если, например, ваша дата рождения 5 марта 1978 г., то нужно ввести 050378 или 05031978).
в) Если восстановить пароль вам все-таки не удается, обратитесь на Пункты записи (пл. Островского д. 1/3; Московском пр., д. 165, корп. 2).

 

3. Что делать, если зарегистрироваться не получается? Система отвечает, что такой пользователь уже существует.

Скорее всего, вы уже зарегистрированы. Возможно, вас регистрировал библиограф в РНБ. Попробуйте написать в качестве пароля вашу дату рождения в формате ДДММГГ или ДДММГГГГ (т. е. если, например, ваша дата рождения 5 марта 1978 г., то нужно ввести 050378 или 05031978) или воспользуйтесь сервисом «Напомнить пароль» (см. п. 2а).
Также, возможен технический сбой, попробуйте повторить попытку позже.

 

 

Поиск издания

4. Как искать книги в Электронном каталоге (ЭК)?

В ЭК возможен поиск по ключевым словам. Ключевые слова нужно вписывать подряд в поисковое поле «Простого поиска». Слова можно сокращать символом * («звездочка») произвольно, не учитывая правила сокращения в русском языке.
Также можно воспользоваться «Расширенным поиском» (ссылка справа от поисковой строки), если вы хотите искать ключевые слова непосредственно в поле «Заглавие» (это ограничит результаты поиска). Для этого нужно в графе «Любое поле» выставить «Заглавие» и в поисковом поле напротив вписать ключевые слова.

 

5. Есть ли в Вашей библиотеке следующие книги ...?

Прежде всего вам следует поискать интересующую вас книгу в одном из Электронных каталогов РНБ. При отрицательном результате можно отправить заявку библиографам или послать запрос по эл.адресу: gacref.service@nlr.ru, желательно указывать точную информацию — инициалы автора, выходные данные.
Если вы проживаете в Санкт-Петербурге, вы можете воспользоваться также одним из читательских каталогов (пл. Островского, д.1–3 или Московский пр., 165, корп.2) или обратиться к консультанту по электронным каталогам (участки доступа к электронному каталогу в Новом здании или зал справочной информации и электронных ресурсов в Главном здании), справки по телефонам: 718-86-31, 415-97-88.

 

6. Какие книги по ... теме есть в Вашей библиотеке?

Тематические запросы выполняются в Информационно-сервисном центре. Для выполнения запроса необходимо зарегистрироваться в системе. После получения вашего заказа в течение 2–3 рабочих дней вам будет по электронной почте отправлено сообщение о возможности, стоимости и сроке выполнения вашего заказа. См. также Порядок выполнения и условия оплаты.

Разовые запросы удаленных пользователей, связанные с поиском информации по всему спектру тематических направлений, выполняет Виртуальная справочная служба «Спроси библиографа».

Вы можете также самостоятельно провести тематический поиск по электронному каталогу или обратиться к библиографу читального зала соответствующей тематики.

 

 

Просмотр электронной копии издания

7. Можно ли из дома просматривать документы из Электронной библиотеки?

Да, можно, но только издания, являющиеся общественным достоянием, на которые не распространяется действие авторского права.
Если у вас имеется читательский билет РНБ, зайдите в Электронный каталог, авторизуйтесь (кнопка «Вход» в правом верхнем углу экрана). Если вы еще не зарегистрированы в электронном каталоге, сделайте это. Далее проведите поиск. Если имеется электронная копия книги, то рядом с описанием вы увидите кнопку «Электронная копия». Нажав ее, вы сможете ознакомиться с правами доступа и самой книгой, нажав кнопку «Открыть».

Если вы читатель РНБ или имеете аккаунт в социальных сетях, вы сможете после регистрации скачать издание целиком, иначе скопировать можно только несколько страниц издания.

Издания, защищенные авторским правом, можно просматривать только внутри РНБ на участках доступа к электронному каталогу, в зале электронной библиотеки (Московский пр., 165, корп. 2) или в зале справочной информации и электронных ресурсов (пл. Островского, 1/3).

 

 

Заказ издания

8. Можно ли просмотреть список заказанных книг и узнать, готовы ли заказы?

Да, это можно сделать. Авторизуйтесь в Электронном каталоге и зайдите в «Мой профиль». Во вкладке «Требования» вы можете увидеть список заказанных книг, а во вкладке «Выдача» - книги, которые уже пришли на ваш номер.

 

9. Можно ли продлить срок пользования книгой в Электронном каталоге?

Да, если книги были заказаны через Электронный каталог. Авторизуйтесь и зайдите в «Мой профиль». Во вкладке «Выдача» отметьте книги, срок пользования которыми вы хотели бы продлить и нажмите «Продлить», или сразу «Продлить все».

 

10. Почему у меня не получается заказать книги? Система отвечает, что заказ невозможен.

Электронному заказу подлежат книги только из Основного русского фонда с 1957 г. издания и из Иностранного книжного фонда с 1941 г. издания (Новое здание РНБ). Вся остальная литература (см. п. 11) заказывается только традиционным способом на бланках, поэтому электронный заказ на эти издания не пройдет.

 

11. Какие книги нужно заказывать через Электронный каталог, а какие на бланках в библиотеке?

Электронному заказу подлежат книги только из Основного русского фонда с 1957 г. издания и из Иностранного книжного фонда с 1941 г. издания (Новое здание РНБ, Московский пр., 165, корп. 2).

Вся остальная литература заказывается на бланках непосредственно в РНБ:
- книги из Основного русского фонда до 1957 г. издания;
- издания из подсобных фондов (отраслевые залы в Новом здании и Универсальный читальный зал в Главном здании);
- книги на иностранных языках до 1941 года;
- периодические издания;
- издания из специализированных фондов (центральной справочной библиотеки, фонда групповой обработки, фонда нормативно-технической и технической документации, отдела эстампов, отдела редких книг, отдела рукописей, отдела картографии и т. д.).

 

12. Почему рядом с описанием книги нет кнопки «Заказать»?

а) Скорее всего потому, что это многотомное издание. В таком случае нужно открывать описания каждого тома (части, номера, года и т. д.) и заказывать каждый том отдельно. Чтобы это сделать, откройте вкладку «Полное описание» и в правой части вкладки нажмите на «Связанные записи». Откроется отдельное окно с имеющимися в РНБ томами искомого издания. Функция «Заказать» будет доступна.
б) Также функции «Заказать» может не быть, если издание не подлежит электронному заказу (более подробно см. об этом в п. 11). В таком случае откройте вкладку «Полное описание» и выпишите шифр книги. Непосредственно в РНБ заполните бланк требования и закажите книгу.
в) Если книга не заказывается по техническим причинам, обратитесь к библиографу по электронным каталогам.

 

13. В течение какого времени выполняются заказы?

Как правило, книги, заказанные через электронный каталог, поступают на номер читателя через 1–2 часа от момента заказа. В «Моем профиле» можно отслеживать заказы (см. п. 8).

 

14. Не удается заказать книгу. Система отвечает «превышен лимит…»?

Действительно, книгу заказать уже не получится. Дело в том, что единовременно можно заказать только 10 книг, и если этот лимит превышен, то система ответит отказом.

 

Доступ к изданиям, базам данных

1. Скажите пожалуйста, как мне зарегистрироваться на сайте библиотеки и пользоваться всеми ресурсами, если я не из Санкт-Петербурга?

Для доступа к большей части ресурсов РНБ регистрация не нужна. Удаленным пользователям недоступны ресурсы локального доступа: подписные ресурсы, некоторые коллекции из Электронной библиотеки. Любое интересующее вас издание вы можете заказать через МБА вашей библиотеки, воспользоваться Службой электронной доставки документов РНБ.

 

2. На Вашем сайте говорится о возможности доступа к полнотекстовым версиям журналов издательств Elsevier, Springer, Blackwell и др. Сообщите, пожалуйста, каким образом (или на каких условиях) я могу получить on-line доступ к этим базам?

Вы можете самостоятельно или с помощью специалистов ознакомиться с реферативными и полнотекстовыми базами данных на участках доступа к электронным каталогам РНБ и ресурсам интернет (Московский пр., д. 165 корп. 2) и в зале справочной информации и электронных ресурсов (пл. Островского, д. 1–3).

 

3. Могу ли я посмотреть текст автореферата через инет?

Да, доступ открыт. Перейти к просмотру можно из Электронного каталога.

 

4. Могу ли я познакомиться с текстами диссертаций на вашем сайте?

Доступ к диссертациям возможен только для читателей РНБ, находящихся в стенах библиотеки. Все диссертации находятся в фонде Российской государственной библиотеки (г. Москва). См. Каталог диссертаций РГБ

 

5. Где и как можно ознакомиться (читальный зал, абонемент, онлайн доступ, на носителях) с Реферативными журналами РАН или ВИНИТИ?

На участках доступа к электронным каталогам РНБ и ресурсам интернет (Московский пр., д. 165 корп. 2) и в зале справочной информации и электронных ресурсов (пл. Островского, д. 1/3), а также в Информационно-сервисном центре.
Печатные реферативные журналы находятся в фонде Центральной справочной библиотеки РНБ в зале справочной информации и электронных ресурсов (пл. Островского, д. 1/3) и в зале центральной справочной библиотеки (Московский пр., д. 165 корп. 2).

 

6. Где можно просмотреть российские центральные газеты за 1994 год?

Являясь жителем Санкт-Петербурга, вы можете прийти в читальный зал отдела газет РНБ (Фонтанка, 36) и выбрать интересующие вас газеты, либо воспользоваться Публичной интернет-библиотекой (База данных по СМИ России 1990-2004).

 

Разное

1. Почему необходима обязательная идентификация пользователей WiFi в Новом здании РНБ? Раньше был свободный доступ и было проще.

Обязательная идентификация пользователей публичного WiFi в Новом здании РНБ обеспечивает исполнение ФЗ №97 от 5 мая 2014 года, а также постановлений Правительства РФ №758 от 31 июля 2014 года и №801 от 12 августа 2014 года, согласно которым пользователи публичных WiFi-сетей должны в обязательном порядке проходить идентификацию с помощью SMS-авторизации.
Мы вынуждены ввести такую систему, так как за её отсутствие предусмотрен штраф(взыскание).

 

2. На какой адрес следует автору высылать свои книги в дар РНБ?

Порядок передачи даров Российской национальной библиотеке см. в разделе «О библиотеке/О дарах и дарителях».

 

3. Покупает ли библиотека книги?

Библиотека книги покупает выборочно, т. к. получает два обязательных экземпляра всех изданий, выходящих на территории России. Интересуют современные издания, не поступившие в фонды библиотеки в течение 3-х последних лет и лакуны. См. Дезидераты в фондах РНБ
Закупочная комиссия: (812)718-86-84, секретарь Александрова Елена Александровна.

 

4. Как передать мою книгу в Электронную библиотеку РНБ?

«Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская национальная библиотека» предлагает авторам книг и диссертаций заключить лицензионный договор на оцифровку их произведений и создание полнотекстового библиотечного ресурса, доступ к которому будет предоставляться в читальных залах РНБ. Подробнее...

 

5. Где приобрести издания РНБ?

Книги, которые издает библиотека, можно приобрести в книжном салоне (ул.Садовая, д.20). Можно оформить заказ, используя размещенную на сайте издательства РНБ форму заказа.

 

6. Разрешено ли в читальных залах пользоваться собственным цифровым фотоаппаратом?

Да, можно фотографировать. Согласно пункту 3.1.14 «Правил пользования читальными залами Российской национальной библиотеки» можно пользоваться фотоаппаратом без дополнительного оборудования (штатив, вспышка, световое оборудование). Разрешено производить фотосъемку документов из фондов РНБ за исключением рукописей и документов, относящихся к редким и ценным изданиям.

 

 

 

 

Первый раз в РНБ

Часто задаваемые вопросы


Последний вторник каждого месяца Библиотека не работает — санитарный день.
Все предпраздничные дни библиотека работает с 9 до 16 часов. 


Режим работы:

с 1 сентября по 30 июня:
понедельник–пятница с 9 до 21 час.;
суббота, воскресенье с 11 до 19 час.

с 1 июля по 31 августа:
понедельник, среда с 13 до 21 час.;
вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье с 9 до 17 час.

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант