РНБ Российская национальная библиотека
18.03.2019

Выставка к 210-летию со дня рождения Николая Гоголя

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь,— если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что вся эта толпа, ни в чем несходная между собою, разбирая ее по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и, засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Н.В. Гоголь

 

В Новом здании Российской национальной библиотеки (Московский пр., д. 165) открылась выставка «Театр такая кафедра, с которой можно много миру сказать добра». Выставка приурочена к 210 - летию со дня рождения Николая Гоголя и к году Театра в России и рассказывает о драматургическом наследии писателя.

Юрий Анненков так отзывался о Гоголе-драматурге: «Новаторство Гоголя как драматурга заключалось как раз в том, что «вместо «больших господ» он вывел на сцену маленьких людишек, выхваченных из каждодневной жизни, вместо ливрейного лакея и нарядной субретки — крепкого мужика и плохо причесанную девку, вместо крупных коммерсантов — добрых русских купчиков, а вместо агента по свадебным делам — простую хитроватую сваху. Короче говоря, вместо чуждых персонажей, присвоивших себе русские имена, появились подлинные бытовые типы с живой речью и забавными действиями».

Выставка знакомит с книгой В. Вересаева «Гоголь в жизни», в котором опубликовано единственное прижизненное фото Гоголя. Оно отличается от известных изображений писателя тем, что в нем нет вымысла, как на портретах живописцев. Перед нами Гоголь, каким он был в жизни и каким уловила его чувствительная пластина дагерротипа. Книга имеет подзаголовок: «Систематический свод подлинных свидетельств современников». Это самое полное в гоголевской литературе собрание мемуарных и документальных материалов: от родословной Гоголя до надписи на надгробной плите.

По произведениям Гоголя созданы оперы и балеты. Так, любимой книгой Римского-Корсакова были «Вечера на хуторе близ Диканьки». Композитор написал план и либретто «Майской ночи», «держась в точности сюжета Гоголя и поскольку возможно сохраняя его разговорный текст, имеющийся в изобилии в его повести». Историческую ценность имеет издание «Майской ночи» Эдуарда Гоппе, владельца крупной типографии Императорских Санкт-Петербургских театров, 1879 г.

Особый интерес представляют театральные буклеты и программки к спектаклям разных лет из Фонда групповой обработки, а также записи аудиоспектаклей, предоставленные Фондом микроформ РНБ.

Выставка работает по 23 апреля.

Вход по читательскому билету.

Справки по тел.: 415-97-33 (Выставка новых поступлений).

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант