РНБ Российская национальная библиотека
24.05.2020

Акция «Моя Публичка». Татьяна Бахтина: «Ничто не заменит живого человеческого общения».

Ведущий библиограф Информационно-библиографического отдела Татьяна Бахтина – об особой атмосфере Публички и важности обратной связи с читателем.

«Идея написать свою версию воспоминаний о библиотеке возникла давно. В 2018 году, к 100-летнему юбилею Информационно-библиографического отдела, Евгения Соломоновна Ронина написала книгу «Полвека в национальной библиотеке», где очень увлекательно рассказала о своей работе в РНБ. Безусловно, ей было о чем написать, ведь она трудится в этих стенах более 55 лет, и трудно найти человека, который знает и любит свое дело больше, чем Евгения Соломоновна. На момент появления электронных каталогов — это начало 2000-х — воспоминания заканчиваются, и идея была в том, чтобы молодежь подхватила эту эстафету и продолжила составлять свою историю отдела и библиотеки уже на современном этапе, «чтобы связь поколений не прервалась».

Меня эта идея вдохновила и я даже начала делать первые наброски, но процесс шел довольно тяжело, а выжимать из себя дежурные фразы ради того, чтобы что-то написать. не хотелось. Если уж и писать о библиотеке, то с искренней благодарностью и от души. Вот так эта мысль появилась, но подходящего момента для её реализации не было.

Проект «Моя Публичка» дал прекрасную возможность выразить свою любовь к работе, окружающим людям и библиотеке.

Впервые я попала в Российскую национальную библиотеку в 2006 году. Я тогда была студенткой 1 курса Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Так как училась я на Библиотечно-информационном факультете, было вполне логично, что преподаватели настоятельно рекомендовали нам записаться в РНБ. Всей нашей группой мы после занятий поехали в Новое здание и получили заветные читательские билеты.

Сказать, что Публичка произвела на меня огромное впечатление — это ничего не сказать. Библиотек такого масштаба я до этого не видела никогда.

Как читателя меня порой интересовали самые обычные вопросы: Как получить нужную книгу? Можно ли брать литературу домой? Где находится тот или иной отдел?

За ответами я обращалась к библиографам. Постепенно приходило осознание того, как устроена библиотека, как она живет и функционирует.

Потом были годы учебы, которые в силу специфики выбранной профессии были тесно связаны именно с РНБ. Здесь написано много рефератов и курсовых, сделано много практических работ. На пятом курсе практику я проходила здесь же в Издательском отделе и мысленно всегда думала, что если буду работать по специальности, то непременно здесь.

Как же я была рада, что мое желание осуществилось, и после окончания университета я попала сюда! Меня приняли в Информационно-библиографический отдел, в Группу использования каталогов (сейчас это Сектор обслуживания электронными ресурсами).

Я сразу же окунулась в ту особую атмосферу, которая никого не оставляет равнодушным. А эта атмосфера невозможна без людей. Люди здесь действительно удивительные. Я уже упомянула про Евгению Соломоновну, которая была практически первым человеком, с которым я познакомилась в библиотеке. Она тогда руководила нашей группой и непосредственно занималась моим обучением. И это большая удача — встретить такого учителя.

Но вот чего я точно не ожидала, так это того, что работая в библиотеке буду столько смеяться. Что попаду в коллектив с прекрасными традициями. Что меня будут окружать такие творческие люди. Что будет столько эмоциональных обсуждений всего на свете. Что будет столько слов и фраз, понятных и смешных только нам. В общем, я быстро поняла, насколько мне повезло.

Что касается непосредственно профессиональных обязанностей, то я с нетерпением ждала возможности поработать с читателями. Так как я сама когда-то была на их месте, то я прекрасно понимаю чувство растерянности, которое может возникнуть у человека, впервые перешагнувшего порог библиотеки. Поэтому всегда стараюсь как можно подробнее объяснить читателям, особенно новым, что и как у нас организовано и с готовностью отвечаю на возникающие вопросы.

В непосредственном общении с читателями есть одно важное преимущество — очень четко налажена обратная связь, то есть я практически сразу вижу результат своей работы и понимаю, зачем здесь нахожусь. Это позволяет почувствовать, что то, чем я занимаюсь, кому-то на самом деле нужно.

А вообще главной своей задачей я считаю не только помочь читателю, но попытаться сделать так, чтобы у него возникло желание посетить библиотеку еще раз.

Мне кажется, что волноваться, за будущее библиотек не стоит хотябы потому, что несмотря на появление большого количества возможностей удаленной работы с читателями, что, безусловно, удобно и очень востребовано, ничто не может заменить живого человеческого общения, тем более в наше цифровое время. А значит читатели, у которых есть возможность физически прийти в библиотеку, будут этой возможностью пользоваться. Да и полностью заменить работу библиографа, во многом связанную с творческим и нестандартным подходом к решению задач, компьютерными технологиями невозможно.

Библиотеке хочу пожелать найти правильный баланс между традициями, историей, всем тем, что делает ее такой особенной и инновациями, без которых движение вперед просто невозможно».

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант