Писатель, журналист, историк, один из авторов биографического ежегодника «Кто есть кто в Санкт-Петербурге» Юрий Ильич Светов – о кропотливом поиске, авторском праве в довоенных газетах и самых родных местах города.
«В 1965 году я поступил на физико-механический факультет Политехнического института и стал ходить в читальные залы Публички на Фонтанке. На меня это произвело очень сильное светлое впечатление. Такой своеобразный клуб на лестничных площадках и в коридорах, где собирались студенты из разных институтов. Мы общались, обсуждали прочитанное, обменивались новостями. И мне было очень интересно спустя много лет вернуться туда по совершенно иному поводу.
В годы учебы в институте и аспирантуре Физтеха я посещал библиотеку по совершенно определенному направлению – астрофизика и всё, что с нею связано. А потом времена изменились, стал заниматься журналистикой, участвовать в создании разного рода книг, скажем так, с историческим уклоном. Среди них фотомонография «Первый фоторепортёр России Карл Булла», изданная Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы. Мы её сразу подарили Публичке. Был неплохой резонанс, возникла идея продолжить исследования и сделать вторую книгу, посвященную детям Карла Буллы – Александру и Виктору, которые тоже были знаменитыми фоторепортёрами. К тому же у Виктора был старший сын Юрий, фотокорреспондент газеты «Ленинские искры», в 1941 году ушёл на фронт и пропал без вести где-то под Шлиссельбургом. Но снимков Юрия не сохранилось, только его портреты с фотокамерой в руках. Я пошёл на Фонтанку, 36 и стал листать подшивку газеты «Ленинские искры». Тут надо сказать, что в 1930-е годы к авторскому праву фотографов относились, мягко говоря, своеобразно – множество фотографий публиковались без имени автора. Представьте мою радость, когда нашёл в газете за 17 апреля 1935 года фотографию героев-полярников и членов кружка юных исследователей Арктики, которая подписана «Юрий Булла». Может показаться смешным, но для меня и моих коллег это было очень важным событием - возможность вновь опубликовать снимки третьего поколения династии Булла, трагически оборванного войной. Я просмотрел предвоенный архив «Ленинских искр» и обнаружил всего 4 фотографии, подписанные Юрием. Последняя - в номере за 14 августа 1940 года. Она ещё и свидетельство немалого гражданского мужества сотрудников газеты. Дело в том, что Виктор Карлович Булла, автор знаменитой на весь мир фотографии расстрела июльской демонстрации 1917 года у стен Публичной библиотеки, прозванный «летописцем революции», сам был расстрелян 30 октября 1938 года. И друзья-фотографы не побоялись взять на работу в пионерскую газету сына репрессированного и даже напечатать заметку «Ленинская сюита» под своим именем.Вообще выпуск второй фотомонографии «Династия Булла» стал возможным благодаря неоценимой помощи сотрудников Публички. Например, я знал, что петроградские журналы печатали фотографии Александра Буллы о Кронштадтском мятеже. Долго сидел в корпусе на Московском проспекте, крутил диафильмы с копиями журналов и обнаружил искомое. Благодаря журнальным фондам Публички атрибутированы многие фотографии Карла, Александра, Виктора Буллы. Кстати, 23 марта 1904 года директор Публички Д.Ф Кобеко известил Санкт-Петербургского градоначальника, что разрешил Карлу Булле писать на вывеске его фотографии «Фотограф Императорской Публичной библиотеки». Здание библиотеки, её сотрудников, события в читальных залах запечатлены на многих его фотографиях. Как семейная эстафета воспринимается снимок Александра Буллы середины 1920-х годов с подписью «Возрождающийся Ленинград. Ремонт Публичной библиотеки».
Среди петербургских адресов 5-6 для меня входят в понятие «мой город». И Публичка – среди них. Сотни часов, проведённых в читальных залах. Только для кандидатской диссертации прочитал здесь более 400 книг и журналов. Всегда знаю, что если какой-то вопрос возникает в процессе работы над книгами и альманахами, то ответ на него обязательно найду в Публичной библиотеке. Недавно вместе с Фондом имени Карла Буллы издали книгу «Мариинский дворец. История в фотографиях». Именно в Публичной библиотеке я нашёл совершенно уникальное издание 1859 года «Художественные сокровища древней и новой России». Знаменитый французский писатель Теофиль Готье приезжал в Санкт-Петербург вместе с фотографом Пьером Ришбуром и они сделали подробное иллюстрированное описание Мариинского дворца. Библиографическая редкость, которую, в руки берёшь с трепетом и воспринимаешь как диалог с парижскими коллегами через 160 лет.
Будущее у библиотек, безусловно, есть. Смотрите, какой был всплеск интереса к электронным книгам. Кому-то даже казалось, что годы печатных книг сочтены. Но нет, существует и то, и другое. Электронная книга удобна в поезде, самолете. Когда же я беру в руки настоящую книгу, листаю, возвращаюсь к прочитанному, возникают ассоциации, переклички идей и мыслей, которых нет при чтении в ридере.
Вы знаете, это непередаваемое чувство – знать, что твоя книга есть в Публичной библиотеке. Мне очень приятно, чего греха таить, что в вашем огромном каталоге есть и моя фамилия.
Для меня Публичная библиотека – это большой читальный зал, зелёные лампы, окно, из которого можно посмотреть на Александринский театр, сквер, памятник Екатерине II. Когда я бываю там, то чувствую, будто к себе пришёл, настолько там всё родное.
Российской национальной библиотеке желаю, чтобы её любили читатели и помогало государство».
Записал Андрей Тарасов.
Читать все истории акции "Моя Публичка".