РНБ Российская национальная библиотека
22.07.2020

Книжные памятники. Топ-100. Лист из коллекции русской народной картинки Олсуфьева

Яга баба с мужиком ... - [Москва, 177-]. - Гравюра на дереве 28,8 × 38 см. - Оттиск с доски первой половины XVIII в., обрезан по рамке. Единственный сохранившийся экземпляр. - Инв. № Эж1019.
Гравюра "Яга баба с мужиком" - из коллекции сенатора, статс-секретаря императрицы Екатерины II Адама Васильевича Олсуфьева (1721—1784). В отделе эстампов Российской национальной библиотеки хранится лишь малая часть его собрания - русские гравюры и лубочные картинки, объединенные в тринадцать томов. Большая часть листов (кроме копий с гравюр Ватто, также хранящихся в РНБ) была утрачена во время пожара 1812 года в Москве. Коллекция русской народной картинки Олсуфьева уникальна по своей полноте и многообразию представленных сюжетов. До 1915 года собрание находилось в библиотеке Белосельских-Белозерских, впоследствии было передано в дар Императорской Публичной библиотеке.

Баба Яга и старик изображены в профиль, их фигуры занимают лист практически целиком. Вверху надпись: «Яга-баба смужиком сплешивым стариком скачют пляшют вволынку играют а ладу назнают».

Карикатурный характер изображения героев позволил ряду исследователей русской народной картинки, начиная с Дмитрия Ровинского, считать этот лубок своеобразным насмешливым ответом раскольников на нетерпимую по отношению к ним политику Петра I. В образах Бабы Яги и старика исследователи видели сатиру на Петра I и Екатерину I.

Однако большинство современных исследователей считают, что эта гравюра является одним из ярких образцов народной низовой культуры. Баба Яга и старик изображены в стилизованных народных костюмах, первые исследователи русского лубка Иван Снегирев и Дмитрий Ровинский отмечали сходство облачения Бабы Яги с традиционной распашной верхней одеждой народов Сибири. Старик играет на волынке - одном из любимых музыкальных инструментов скоморохов. Движения персонажей напоминают скоморошьи пляски и площадные представления. Официальная власть и церковь отрицательно относились к представлениям уличных артистов, их выступления запрещали. Но в лубочной картинке элементы смеховой культуры средневековья сохранялись и после XVIII в.

Шифр РНБ: Э Олс/6-1225.

Новинки электронной библиотеки.

 

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант