РНБ Российская национальная библиотека
04.09.2020

«Моя Публичка». Сергей Ильченко: «Библиотека – это системные знания»

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения, журналист и телеведущий, главный редактор газеты «Культурный Петербург» Сергей Николаевич Ильченко – о дружбе с Публичкой.

Сергей Николаевич Ильченко
Сергей Николаевич Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения, журналист и телеведущий, главный редактор газеты «Культурный Петербург»

«Впервые в Публичку я пришёл в 1978 году, когда был студентом театроведческого факультета Ленинградского государственного университета театра, музыки и кинематографии. Я писал курсовую работу по драматургии американского писателя Эдварда Олби. Естественно мне нужно было разыскать пьесы, которые не издавались на русском и я обратился за помощью в Публичную библиотеку. В отделении на Краснопутиловской улице я нашел несколько пьес. Там же я нашел не известную мне ранее пьесу Августа Стриндберга на английском языке. Интерес к иностранному театру привёл меня в Публичную библиотеку в качестве студента.

Одна из историй, связанных с Публичной библиотекой, типично советская. Я очень люблю кино, а во времена СССР информация про нашумевшие западные фильмы была минимальной. И уже окончив театральный институт, работая в качестве сотрудника научно-методического центра народного творчества «Культпросветработы» я решил использовать свой документ о высшем образовании как некий пропуск в Публичную библиотеку для того, чтобы познакомиться со сценарием фильма Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже». У нас его много обсуждали, но его практически никто не видел. Хотелось узнать, в чём там, собственно дело, и прочитать сценарий на английском. Поскольку я окончил английскую школу, у меня для этого были некоторые знания. Я подал заявку в читальный зал, как порядочный читатель. Причём библиографическая карточка на этот сценарий на английском языке была в открытом доступе, а не в спецхране. Мне пришёл ответ: «для того чтобы выдать вам эту книгу, нам нужен официальный запрос от вашей организации, в которой вы работаете». Как вы понимаете, моя организация значилась в главном управлении культуры исполкома Ленсовета. Естественно я решил не рисковать и не обращаться к начальству за подобным письмом. В то время было бы странным и подозрительным то, что сотрудник организации идеологического фронта, а мы занимались любительскими театрами, интересуется фильмом, который раскритиковали все советские киноведческие газеты и журналы. Поэтому сценарий фильма «Последнее танго в Париже» остался для меня в 1980 году непрочитанным. Я прочёл сценарий много лет спустя, когда уже сто раз посмотрел этот фильм. В Публичной библиотеке есть и было всё, но не всё в то время можно было свободно читать.

После службы в армии меня пригласили в аспирантуру театроведческого факультета. Для поступления туда в 1984 году я подготовил реферат на основе старого журнального фонда Публичной библиотеки. Тогда я прочитал от корки до корки знаменитый журнал Александра Шаховского «Драматический вестник», который издавался только год.

"Драматический вестник", 1808 год.

Князю Александру Шаховскому в издании журнала помогали люди, имевшие прямое отношение к Императорской публичной библиотеке – Алексей Оленин, Николай Гнедич, Иван Крылов, Александр Ермолаев. Издание относится к категории редких.

В 1808 году вышло 93 номера журнала. Примечательно, что князю Шаховскому в этом деле помогали люди, имевшие прямое отношение к Императорской публичной библиотеке – Алексей Оленин, Николай Гнедич, Иван Крылов, Александр Ермолаев. Этот реферат стал пропуском в заочную аспирантуру. В будущем материалы журнала, законспектированные в читальных залах на Садовой улице, стали одной из глав моей кандидатской диссертации. Поэтому Публичная библиотека помогла мне стать кандидатом искусствоведения.

Дружба с Российской национальной библиотекой продолжается по сию пору не только в качестве читателя, но и в качестве участника некоторых акций, например, кинолектория в новом корпусе библиотеки на Московском проспекте.

Для меня Публичка – это очень многое. Очень хорошо, что Вы сохраняете это старое Петербургское, Ленинградское название. Истинного петербуржца, ленинградца, интеллигента всегда узнаешь по тому, как он называет библиотеку. Когда ты говоришь «иду в Публичку», то никто не спрашивает, куда именно ты идёшь. Человек, разговаривающий с тобой на одном языке, понимает, что ты идёшь в Российскую национальную библиотеку.

Очень здорово, что сейчас библиотека имеет несколько мест, в которых можно к ней присоединиться. Я отчасти жалею, что корпус на Московском проспекте был открыт, когда я уже переехал с проспекта Космонавтов на проспект Большевиков. И сейчас, чтобы посетить Публичку, приходиться приезжать в центр. Но это тоже приятная процедура, потому что я обожаю ходить в библиотеки. С детства это одно из самых любимых моих занятий. Однажды Карл Маркс на вопрос анкеты «Какое у вас любимое занятие?» ответил: «Люблю рыться в книгах». Вот и я с детства люблю рыться в книгах. Конечно, в Публичке ты не имеешь доступа к полкам, так как здесь особый порядок хранения и ограниченный доступ. Но эта атмосфера концентрированного знания, эта академическая тишина, обстановка ни с чем не сравнима. Благодаря Публичке, благодаря тому, что я доктор филологических наук я могу некоторые книги могу получать по абонементу. Недавно Публичка в очередной раз меня выручила. Я делал материал для Белорусского журнала по экранизации повести белорусского писателя Ивана Пташникова «Найдорф». В наших городских библиотеках эту книгу я не нашёл, а в Публичке она есть. Я прочёл эту повесть и подготовил материал. Для меня Публичка - это место притягательное и помогающее. И один из предметов гордости за наш город. Потому что такой библиотеки, можно смело сказать, нет нигде в мире.

Библиотека помимо того, что это место, где хранится знание, это место, где знание хранится упорядоченно. Это, конечно, громадное преимущество любой библиотеки и тем более такой солидной как Российская национальная библиотека. Я и своих студентов поколения «большого пальца, нажимающего на кнопки» учу, что гугл есть гугл, но библиотека даёт знания системно. Если ты знаешь как работать с каталогом, даже с электронным, ты знаешь всю кодификацию, знаешь как найти нужный текст, твоё конкурентное преимущество возрастает. Библиотека – это системные знания. К счастью для нашей современной цивилизации и, прежде всего, российской у нас знания систематизировались. И материальные носители этого знания – книги, журналы, печатная продукция – упорядочена. В этом смысле библиотека – феномен Российской культуры. Преимущество библиотеки перед цифровыми технологиями именно в упорядоченности. Молодому поколению это кажется занудством, неким академизмом, когда всё по полочкам разложено. Но так легче искать и ориентироваться в огромном массиве информации. Потому что на просторах интернета бродишь как в тёмном лесу, а здесь ты знаешь, в каком ящике, какая карточка находится. В этом смысле я абсолютно благодарен и Российской национальной библиотеке, и соседней Театральной библиотеке, моей школьной библиотеке, которые приучили к систематическому поиску знания. И это никогда и никакие технологии не отменят. Да, сейчас доступ к материалам стал легче. Но когда тебе в руки дают «Драматический вестник» 1808 года издания, то понимание, что этот журнал держал в руках Шаховской, создаёт ощущение попадания в машину времени. Это даже сравнить не с чем.

Российской национальной библиотеке в честь 225-летия я желаю оставаться такой же нужной, востребованной и культурной. Здоровья, спокойствия и удачи всему коллективу. Любая библиотека славна не только своими сотрудниками, но и читателями. Желаю, чтобы у любимой и дорогой Публички всегда было много благодарных читателей. Здесь сам воздух пропитан знаниями. Чтобы эта атмосфера сохранилась».

Записал Андрей Тарасов

Читать другие истории акции "Моя Публичка".

"Драматический вестник", 1808 год.
"Драматический вестник", 1808 год.
"Драматический вестник", 1808 год.
"Драматический вестник", 1808 год.

"Драматический вестник", 1808 год.

 

 

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант