РНБ Российская национальная библиотека
22.12.2020

Специалисты из 85 российских регионов прошли обучение в Российской национальной библиотеке

В 2020 году Российская национальная библиотека при поддержке Министерства культуры РФ подготовила и провела две программы повышения квалификации для 170 специалистов республиканских, краевых и областных библиотек из 85 регионов Российской Федерации. Специалисты обучались по дополнительным профессиональным программам «Комплексная оценка сохранности библиотечных фондов» и «Аварийные ситуации в библиотеках: предупреждение и ликвидация последствий».

Программы организованы и проведены Учебным центром и Федеральным центром консервации библиотечных фондов РНБ. Одна из задач организаторов и разработчиков - обеспечить максимально полное представительство регионов РФ в программах профессиональной подготовки РНБ, привлечь к обучению все ведущие региональные библиотеки, оказать им действенную образовательную и научно-методическую помощь в вопросах сохранения фондов библиотек России. РНБ одной из первых осуществила масштабную подготовку кадров в области сохранения библиотечных фондов путем одновременного охвата всех республиканских, краевых и областных библиотек РФ.

Кроме того, РНБ создала уникальную цифровую площадку для взаимодействия большой группы специалистов, объединенных профессиональными знаниями в области консервации и реставрации. Обучение было организовано и проведено на новой дистанционной информационно-образовательной платформе РНБ, оснащенной многофункциональными образовательными инструментами. Организация курсов с использованием дистанционных образовательных технологий, интерактивных форм взаимодействия (онлайн-семинары, групповые форумы, индивидуальные чаты и др.) позволила не только быстро и доступно передать обучающимся новейшие теоретические и практические знания, но и дать им возможность обменяться опытом, практиками решения проблем по консервации и реставрации документов. Значимость профессионального общения, организованного на дистанционной платформе РНБ, была высоко оценена участниками образовательных программ.

Важным преимуществом программ РНБ стала интеграция научных разработок Федерального центра консервации библиотечных фондов РНБ и образовательных программ, включение в программы новейших научных и научно-практических знаний по консервации и реставрации документов. Каждая программа охватывает самые востребованные вопросы, необходимые для повышения квалификации специалистов по вопросам обеспечения сохранения библиотечных фондов.

Объем каждой программы составил 72 академических часа. Программы разработаны в виде электронных курсов и размещены в системе дистанционного обучения РНБ, на платформе www.vc.nlr.ru. Электронные курсы содержат видеолекции, презентации, учебные фильмы, указатели рекомендуемых материалов (с отсылками на полные тексты), списки рекомендуемой учебно-методической литературы.

Все материалы доступны обучающимся в любое время, независимо от местонахождения. В каждом курсе применялись активные формы взаимодействия преподавателей и учащихся, проводились онлайн-занятия в режиме реального времени, обеспечивались текущее консультирование и контроль освоения программ. Одним из практически значимых стало задание в рамках курса «Аварийные ситуации в библиотеках: предупреждение и ликвидация последствий». Используя полученные методические инструкции, обучающиеся подготовили анкету об аварийных ситуациях, случавшихся в их библиотеках. Данные анкет проанализированы специалистами ФЦКБФ и будут использоваться для выработки решений по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций в разных библиотеках регионов РФ.

Основной формой контроля знаний являлось промежуточное и итоговое тестирование. На протяжении каждого курса обучающиеся прошли четыре промежуточных теста, а по завершении — итоговый тест. Все обучающиеся успешно справились с тестами. Успеваемость большинства обучающихся составила 90–100%. Результаты тестов проанализированы преподавателями, выявлены сложные для понимания вопросы и типичные ошибки, которые разъяснялись на онлайн-семинарах. При разработке тестов организаторы курса исходили из того, что тестовые задачи и вопросы должны носить обучающий характер, а не дисциплинарный. Предложенная методика тестирования и созданный преподавателями банк тестовых вопросов позволили обучающимся осваивать тематику курсов и на примерах вопросов.

В разработке и реализации программ принимали участие ведущие специалисты ФЦКБФ РНБ, являющиеся признанными авторитетами библиотечного сообщества в сфере реставрации и сохранности фондов библиотек. Среди преподавателей — кандидаты наук по направлению подготовки, приглашенные эксперты из профессиональных объединений, руководители Секции РБА по сохранности библиотечных фондов и создатели научно-образовательной «Школы реставратора», члены рабочей группы по реализации III этапа программы сохранности библиотечных фондов. Они обладают значительным опытом преподавания в вузах Санкт-Петербурга, ведут успешную научно-публикационную деятельность, имеют высокие наукометрические показатели в системе Российского индекса научного цитирования, участвуют в российских и международных конференциях по вопросам профессиональной деятельности. Преимуществом кадрового состава курсов РНБ является сочетание опыта и практики научной, преподавательской и образовательной деятельности, сложившейся в силу специфики РНБ как национальной библиотеки РФ и ее многофункциональных задач, направленных на сохранение национального документного фонда.

В процессе организации и проведения программ Учебный центр РНБ осуществлял методическую подготовку преподавателей и организацию их работы в системе дистанционного обучения. Для преподавателей проводилось обучение по созданию электронных курсов, особенностям функционала дистанционных образовательных технологий. В РНБ проделана работа по созданию интерактивного учебного класса для проведения онлайн-занятий, индивидуальных консультаций, текущего контроля успеваемости слушателей. В классе организовано 25 рабочих мест, из них 11 оснащено компьютерным оборудованием со специализированными программами для работы в системах дистанционного обучения и видеоконференцсвязи.

После завершения курсов были подведены итоги реализованных программ, проанализированы предложения обучающихся. Многочисленные положительные отзывы специалистов из разных библиотек свидетельствуют о высоком уровне программ РНБ, практической значимости их материалов в сфере сохранения библиотечных фондов. Помимо высокого профессионализма преподавателей и организаторов курсов, была отмечена необходимость продолжения научно-методической и научно-образовательной работы специалистов РНБ для регионов, создания ими новых курсов повышения квалификации.

По итогам успешного обучения специалистам из библиотек РФ были вручены удостоверения о повышении квалификации.

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант