РНБ Российская национальная библиотека
12.02.2021

«Самый русский из русских писателей» – выставка к 190-летию со дня рождения Николая Лескова

В Новом здании Российской национальной библиотеки (Московский пр., 165) открылась выставка «Самый русский из русских писателей» из цикла «Литературный альбом», приуроченная к 190-летию со дня рождения Николая Семеновича Лескова.

Выставка расскажет об особенностях языка и стиля писателя, своеобразии его повествовательной манеры.

Среди экспонатов - книга «Жизнь Николая Лескова», которая была написана сыном писателя Андреем Лесковым. Работа над биографией отца длилась на протяжении долгих лет, была закончена еще до Великой Отечественной войны. Однако в 1941 году в издательство, которое готовило выход книги, попала бомба. Были потеряны несколько экземпляров рукописи, сохранился только авторский архив. Книга была издана в 1954 году, уже после смерти автора, и сразу стала библиографической редкостью. Большим тиражом двухтомник мемуаров вышел в свет лишь в 80-х гг.

В книге «Н.С. Лесков в воспоминаниях современников», представленной на выставке, впервые собраны автобиографические наброски Лескова и его интервью. Сборник снабжен подробными комментариями. 

По словам русского публициста М. О. Меньшикова «неправильная, пестрая, антикварная манера делает книги Лескова музеем всевозможных говоров: вы слышите в них язык деревенских попов, чиновников, начетчиков, язык богослужебный, сказочный, летописный, тяжебный, салонный, – тут встречаются все стихи великого океана русской речи. Язык Лескова, пока к нему не привыкнешь, кажется искусственным и пестрым. Как некогда венецианцы, делая набеги на Восток, отовсюду привозили что-нибудь для своего собора св. Марка..., так и Лесков в постройке своего языка: он обобрал, кажется, все сокровищницы и кладовые русской речи».

Свой богатый жизненный опыт Лесков использовал в текстах постоянно и повторял при этом, что идет своей дорогой, пытается преодолеть литературные рамки, чтобы рассказать о виденных им людях, событиях, случаях как можно полнее и свободнее. Он много путешествовал по стране и в «самых глухих захолустьях» наблюдал и записывал. Так появилась особая жанровая система Лескова – сочетание летописей, хроник, жития с классической романной формой.

В 1863 году Николай Лесков написал свою первую повесть — «Житие одной бабы», которую напечатал журнал «Библиотека для чтения». В 1864 году читатель узнал о непростой судьбе женщин разного сословия из произведения «Леди Макбет Мценского уезда». Сам автор называл эту повесть историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом — о сильном и страстном женском характере. Тогда начал складываться особый стиль писателя — разновидность сказа. Лесков использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян.

В 1870 году Николай Лесков написал роман «На ножах». Новое произведение против нигилистов автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст. Однако это произведение стало важным этапом в творчестве Лескова: после него основными героями произведений писателя стали представители русского духовенства и поместного дворянства. Как отметил М. Горький «литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников». Тема духовенства Лескову, внуку священника, оказалась особенно близка. Впоследствии автор «Очарованного странника» подчеркивал свою «специальность» в литературе.

Посетители смогут увидеть книгу французского слависта Ж.-К. Маркадэ «Творчество Н.С. Лескова», в которой впервые дан анализ романов и хроник, занимающих важное место в творчестве Николая Лескова.

Николай Лесков играл со стилями и словами, и его игру с удовольствием подхватили в ХХ веке — на сцене и в кино. Живые и драматические образы обрели многочисленных интерпретаторов в изобразительном искусстве, в музыке, в драматургии, а позже в кино. Над иллюстрациями произведений Н. Лескова трудились многие русские художники.

Экспозицию дополняют изображения Николая Лескова разных лет, а также наиболее известные иллюстрации к его произведениям.

На экспозиции представлена монография В.В. Леденёвой «Слово Лескова». Она посвящена описанию слова как единицы идиолекта самобытного русского писателя, знатока народной речи Николая Семёновича Лескова. Слово Лескова, рассматриваемое в последние годы жизни писателя, наполненные духовными исканиями, характеризуется в семантико-стилистическом, когнитивном и прагматическом аспектах.

Среди экспонатов – сборник "Н.С. Лесков: Классик в неклассическом освещении", в который вошли две книги о Лескове, созданные в конце 1890-х – начале 1920-х годов известнейшими литературными критиками Серебряного века. Книга А.Л. Волынского "Н.С.Лесков" не переиздавалась с 1923 г. и оставалась незаслуженно забытой. Обширный труд А.А. Измайлова "Лесков и его время", известный раньше лишь узкому кругу специалистов, публикуется впервые по рукописи, хранящейся в Пушкинском Доме.

Труд «Неизданный Лесков» из серии «Литературное наследство» впервые вводит в научный оборот обширный корпус неопубликованных и малоисследованных творческих рукописей Лескова.

Собрание сочинений Лескова – пишет Д. С. Лихачев – это «огромный задачник, в котором даются сложнейшие жизненные ситуации для их нравственной оценки, и прямые ответы не внушаются, а иногда допускаются даже разные решения, но в целом – это все же задачник, учащий читателя активному добру, активному пониманию людей и самостоятельному нахождению решения нравственных вопросов жизни».

См. Список литературы к выставке

Выставка продолжит работу до 10 марта.

Вход по читательскому билету в часы работы библиотеки.

Контактный телефон: 415-97-33 (Выставка новых поступлений).

СМИ о событии:

Культура.РФ

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант