РНБ Российская национальная библиотека
17.03.2021

Выставка «Планы Венеции в фондах Отдела картографии. К 1600-летию города»

В Отделе картографии открылась выставка «Планы Венеции в фондах Отдела картографии. К 1600-летию города». Многовековая история Королевы Адриатики представлена на картографических материалах XVI-XXI вв. За старинными планами с цветистыми названиями, пышно украшенными и изобилующими сюжетными рисунками, следуют современные туристские карты и путеводители с практическими советами. Большинство представленных произведений – перспективные планы, которые изображают территорию с высоты птичьего полета. Этот картографический прием не теряет актуальности благодаря наглядности и способности создавать яркий и цельный художественный образ городского пространства. Мы видим город в лагуне на островах, прорезанных каналами и соединенных мостами, его кварталы, дворцы и вертикали колоколен над массивом жилой застройки.

Планы XVI-XVII вв. запечатлели сформировавшийся и мало изменившийся с той поры город, некогда мировой центр ремесел, перекресток многих торговых путей, но город, уже переживший апогей своего могущества и славы. Его политический и экономический статус и страсть венецианцев к роскоши выразились в причудливости архитектурного убранства, а природные условия побуждали к поискам наилучших материалов и технологий строительства. Среди экспонатов - красочный план (самый ранний в фонде Отдела картографии РНБ) и виды Венеции из «Атласа городов земного мира». Это второй по времени издания печатный атлас и первый атлас городов в истории мировой картографии. Его создателями и авторами являлись: теолог Г. Браун, гравер и издатель Ф. Хогенберг, художник и рисовальщик Г. Хуфнагель и др. Свыше пятисот вошедших в атлас планов, опубликованных в Кёльне между 1572 и 1617 гг., составили целую эпоху в истории картографирования городов.

На планах XVIII в. мы видим Венецию, лишившуюся господства в Адриатике, но не потерявшую своих несметных богатств. Она стала столицей увеселений и искусств, славилась театрами, маскарадами и регатами. Таким праздничным и помпезным выглядит город на плане Матеуса Зойтера – известного немецкого гравера и картограф, основателя издательства. Внизу плана два вида на Собор Св. Марка и Дворец Дожей, с изображением сцен городской жизни. На выставке представлена копия первого топографического плана города Л. Уги, т. к. размеры оригинала (1,6х2,2 метра) затрудняют экспонирование. Впервые он был опубликован известным издателем и основателем гильдии граверов в Венеции Д. Барони в 1729 г., после неоднократно переиздавался и служил прототипом для многих других планов Венеции. По бокам карты 16 красочных видов выдающихся зданий и мостов Венеции.

Представлены и планы конца XIX в. – эпохи нового подъема Венеции, когда был построен новый порт и начал развиваться туристический бизнес. Это время окончательного превращения Венеции в музей под открытым небом и прекращения нового строительства. На выставке вы увидите первые путеводители по Венеции из серий «Гиды Джоан»( издан в Париже в конце XIX в. издательством Ашетт) и «Путеводители Грибена» (издан в Берлине в 1912 г. издательством Голдшмита).

Выставка открыта до 30 мая.

Venetia / Francesco Vallegio f. - [Venezia, 1600-1625]. Перспективный план Венеции, гравированный и изданный Ф. Валледжо в начале XVII в.Копия (с изменениями) настенного (большеформатного) плана Венеции, созданного Л. Уги  по первым топографическим съемкам города. 1779Перспективный план Венеции из первого тома «Атласа городов земного мира» 1572Слева – площадь Сан-Марко и Собор Святого Марка; справа – площадь Сан-Марко, Старые и Новые Прокурации. 1598. Перспективный план Венеции, изданный М. Зойтером. Внизу два вида на Собор Св. Марка и Дворец Дожей. 1730?Подробный план-путеводитель по Венеции на русском языке. 2014

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант