Электронная библиотека Отдела картографии пополнилась собранием морских карт XVII в. выдающихся нидерландских картографов и издателей В. Я. Блау (1571−1638), Ф. де Вита (1629−1706), Х. Донкера (1626−1699), Я. Янссония (1588−1664). Это мелкомасштабные обзорные навигационные карты, которые содержат не подробную информацию, а лишь выборочные данные о гидрографических и физико-географических особенностях прибрежной местности.
Как и их предшественницы, карты-портоланы XIII−XVI вв., они снабжены розами ветров, покрыты сеткой компасных линий и не следуют строгой ориентации на север. С особой тщательностью и отчётливостью нанесены важные для судовождения объекты: населённые пункты, островки и участки рек, порты, мысы и бухты, скалы и отмели, отметки глубин, рельеф берегов. Внутренняя часть суши отведена немногим элементам политической географии: названиям континентов и государств, гербам и флагам. Акватории украшены изображениями морских чудовищ и кораблей европейских и восточных мореплавателей, сценами морских сражений. История войн и дальних плаваний прочитывается по композициям картушей, обрамляющих заглавия. В них мифологические персонажи соседствуют с европейскими путешественниками и жителями заморских стран. В художественном обрамлении часто предстают указатели и масштабные линейки.Представленные карты принадлежат к особому этапу в истории картографии и в истории Нидерландов – нидерландскому Золотому веку1, эпохе расцвета промышленности и торговли, наук и искусств. Освободившиеся от власти Испании северные провинции Нидерландов образовали Республику Соединённых провинций, которая именовалась также Голландией по названию наиболее влиятельной провинции.
В XVII в. Республика стала самой урбанизированной страной Европы и быстро достигла вершин экономического и культурного развития. Процветанию благоприятствовало географическое положение на пересечении западноевропейских торговых путей, развитые транспортные системы, как морская, так и сухопутная, возможность получения дешёвой энергии от ветряных мельниц и торфа, следование принципам протестантской трудовой этики, широкие возможности для предпринимательства и научной деятельности, развитая финансово-кредитная система. Высоко развиты были все промышленные отрасли (особенно пищевая и текстильная и связанные с ними производства), но ведущим стало судостроение и производство навигационных приборов – в XVII в. голландский флот по количеству кораблей и тоннажу превзошёл флот всех стран мира, а голландские верфи принимали и зарубежные заказы, в том числе от английских и испанских судовладельцев. Благодаря экономическому преуспеянию, Нидерланды достигли превосходства на внешних торговых путях. Посреднические операции приносили Республике наибольшую прибыль. Уже в первой половине XVII в. она подчинила себе почти всю внутриевропейскую и межконтинентальную торговлю. Ради прибыльного посредничества в торговле колониальными продуктами (кофе, чай, сахар и чрезвычайно высоко ценимые в Европе пряности – корица, перец, гвоздика, мускатный орех) Республика основывала крепости и фактории в Западной Африке, в Северной и Южной Америке, в странах Карибского бассейна, в Юго-Восточной Азии, вытесняя оттуда Португалию и Англию. Для торговли и эксплуатации территорий в Восточном полушарии была учреждена Голландская Ост-Индская компания, в Западном полушарии – Вест-Индская компания. (Comitatus Hollandiae denuo forma Leonis curiose editus a Nicolao Johannis Visscher. - [Amstelodam], 1648. Карта Голландии в виде льва (К 0-Цев 2/304)). Политической независимости и экономическому подъёму сопутствовало культурное возвышение: свобода научной мысли и вероисповедания привлекало в Нидерланды учёных и студентов со всей Европы. В новых университетах расцветают философия и юриспруденция, филология и медицина, точные и естественные науки, находящие практическое воплощение в технических изобретениях. На новый научный уровень вышли страноведческие работы, лоции и описания путешествий, но наиважнейшую роль среди нидерландских публикаций географического содержания сыграла “Всеобщая география” (“Geographia generalis”) учёного немецкого происхождения Б. Варена (1622−1650). Она принесла своему автору славу основоположника современной географии как научной дисциплины. Варен систематизировал знания о Земле, особое внимание уделяя математическим и физическим законам, астрономическим расчётам; он впервые выделил географию общую и частную, определил цели, задачи и методы географии как отдельной науки. После первой публикации в издательстве Эльзивиров в 1650 г. “Всеобщая география” неоднократно переиздавалась, в том числе в переводах, и считалась в Европе классическим трудом по физической географии на протяжении второй половины XVII в. и всего XVIII в. (В Электронной библиотеке РНБ можно ознакомиться с переводным изданием «Всеобщей географии» на русском языке). За расширением географических знаний и границ изученных территорий закономерно следует интенсификация картографического производства. Амстердам становится мировым центром картопечатания. Карты и глобусы как яркие приметы времени появляются в сюжетах живописных полотен (Я. Вермеер «Астроном» (1668), «Географ» (1669)).И хотя в конце XVII в. недостаточное развитие тяжёлой промышленности, нехватка сырья и военные поражения приведут Нидерланды к потере европейского лидерства, труды по мореплаванию и картографические произведения никогда не потеряют исторической значимости и почётного места среди свершений нидерландского Золотого века.
В числе картографических шедевров XVII в. находятся и представленные карты. По ним мы можем прочертить важнейшие торговые маршруты предприимчивых нидерландцев в Средиземноморье, Атлантическом и Индийском океанах:
1. Occidentalior tractus Maris Mediterranei=Wester gedeelte van Middelanse Zee.
Карта Ф. де Вита показывает западную часть Средиземного моря
2. Orientalior districtus Maris Mediterranei=T’Oster gedeelte van de Middelanse Zee.
Карта Ф. де Вита показывает восточную часть Средиземного моря
Карта В. Я. Блау показывает части побережий Африки, Европы, Великобритании, Норвегии и Новой Земли
4. Pascaart van de canaal tusschen Engeland en Vrancrijk / H. Doncker
Карта Х. Донкера показывает Ла-Манш с прилегающими берегами южной Англии и побережье Бретани и Нормандии.
Карта Ф, де Вита показывает прибрежные территории Норвегии, Дании, Германии и Нидерландов, Ирландии, Шотландии и Фарерских островов.
6. Mare Balticum Nieuwe Pascaert van de Oost Zee=Nieuwe pascaert van de Oost Zee.
Карта Ф. де Вита показывает Балтийское море.
Карта Ф. де Вита показывает побережья Норвегии и Лапландии (Кольский п-ов) до п-ва Канин
8. Russiae et Novae Zemlae maritimae.
Карта Ф. де Вита показывает Баренцево море от о-ва Кильдин до западного берега архипелага Новая Земля
Карта части Атлантического океана Ф. де Вита показывает показывает Азорские острова, сев.-зап. побережье Африки (побережье Марокко, Канарские острова , Западной Сахары, Гамбии), Кабо-Верде.
10. Occidentalior tractus Indiarum Orientalium à promontorio Bonae Spei ad C. Comorin.
Карта Индийского океана и Аравийского моря Ф, де Вита показывает прибрежные территории от южной оконечности Южной Африки у мыса Доброй Надежды и Мадагаскара до южной оконечности Индии у мыса Коморин.
11. Sinus Gangeticus vulgo golfo de Bengala nova descriptio.
Карта части Бенгальского залива (сев.-вост. часть Индийского океана) Я. Янссония показывает Цейлон (Шри-Ланка), восточное побережье Индии, Бангладеш, Бирму (Мьянму), Сиам (Таиланд), Малайзию и Суматру, а также Андаманские и Никобарские острова.
12. Insularum Moluccarum nova descriptio.
Карта Молуккских островов Я. Янссония показывает острова у западного побережья более крупного острова Джилоло (Хальмахера).
13. Maritima Brasiliae universae. Qua Patet Orbis.
Карта, изданная В. Я, Блау, показывает восточное побережье Бразилии
Карта Ф, де Вита показывает аргентинское и чилийское побережья от Рио-де-ла-Плата до Магелланова пролива и региона Вальпараисо в Чили.
Карта Х. Донкера показывает часть восточного побережья Северной Америки (Канадского Арктического архипелага) и западное побережье Гренландии; показаны Залив Баттона (Гудзонов залив), Гудзонов пролив, пролив Дэйвиса.
16. Septemtrionaliora Americæ à Groenlandia, per Freta Davidis et Hudson, ad Terram Novam.
Карта Ф. де Вита показывает часть восточного побережья Северной Америки (Канадского Арктического архипелага) и западного побережья Гренландии; показаны Залив Баттона (Гудзонов залив), Гудзонов пролив, пролив Дэйвиса.
17. Insulae Americanae in oceano septentrionali. Cum terris adiacentibus.
Карта В. Я. Блау показывает побережья Мексиканского залива, Карибского моря и часть Атлантического океана; показана также часть тихоокеанского побережья Центральной Америки.
Wit F., Blaeu W. J., Doncker H., Janssonius J. [Морской атлас] [Карты]. - [Amsterdam, 1690?]. - 1 атл. ([17] разв. л.) : грав., раскраш., текст, указ. ; 55х34 см.