РНБ Российская национальная библиотека
10.02.2022

Братина, ендова, корчик и ставец

В Новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте, 165 открылась тематическая выставка «Эпоха на блюдечке: история посуды».

Посуда – один из важнейших элементов повседневной жизни и быта людей. Среди изобретений человека она появилась в числе первых.

В рамках выставки можно узнать об интересных и увлекательных фактах происхождения этого элемента повседневной жизни и быта, увидеть процесс эволюции посуды.

Как менялась посуда в ходе истории? Что движет человеком, когда он совершенствует и художественно оформляет посуду? Как менялись материалы и способы изготовления посуды? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете на выставке.

Сегодня мало кто знает о таких предметах, как братина, ендова, корчик, ставец, а когда-то они были неотъемлемой частью повседневной жизни людей.

Один из разделов книги О. Прокофьевой "Мир забытых вещей" рассказывает о необычных для нас сейчас, но вполне обыденных в прошлом предметах кухонного обихода.

В ходе истории посуда и кухонная утварь менялись с учетом появления новых материалов и способов их обработки, совершенствования технологии приготовления пищи, а также эстетики застолья, сервировки стола и обслуживания гостей. Но первой посудой была именно деревянная, так как древесина проста в обработке. Образцы деревянной резной и расписной кухонной утвари можно увидеть в книге известного специалиста по русской культуре А.П. Рогова "Русь деревянная".

Испокон веков глиняная посуда используется многими народами. Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. В серии «Секреты старых мастеров» в 2020 году вышло издание М.А. Ковтуна «Скопинская керамика», в котором рассказано о традиционных русских гончарных изделиях, производимых в городе Скопин Рязанской области. Более подробно можно ознакомиться с альбомом в рамках экспозиции.

В книге "Многоликая планета: Стекло и глина" повествуется о разнообразной керамике от первых глиняных сосудов, вылепленных прежде, чем был изобретен гончарный круг, до итальянской и испанской майолики, голландского фаянса, фарфора Мейсена, Севра, иных знаменитых мануфактур и произведений великих мастеров - Врубеля, Пикассо, Гауди.

Среди экспонатов представлено редкое (1923 г.) репринтное издание о гончарном искусстве российского искусствоведа, специалиста по прикладному искусству эпохи Возрождения, старейшего сотрудника Государственного Эрмитажа А. Н. Кубе «История фаянса». Это классический труд по истории развития стилей фаянса и майолики, в котором рассматриваются как ранние восточные фаянсы, так и европейские вплоть до XVIII века.

Старинный фарфор, а в особенности фарфор XVIII века, был раритетом, доступным лишь очень состоятельным владельцам. Фарфором сервировали богатые столы и украшали парадные покои, он был достойным даром, скрепляющим дипломатические акты и династические союзы. На фарфоре запечатлевались памятные места, события, лица и имена людей, творивших историю.

В 1744 году «к славе Российской» и «для удовольствия Ея Императорского Величества» в Санкт-Петербурге была основана первая в России порцелиновая мануфактура. Так было положено начало русскому фарфору. Об истории Императорского фарфорового завода, первого в России и третьего в Европе, можно узнать из альбома "Русский императорский фарфор».

«Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!» — так Екатерина II сформулировала заказ английскому художнику-керамисту Джозайе Веджвуду. Именно так появился самый необычный столовый сервиз в истории керамического искусства.

Екатерина II заказала сервиз в 1774 г, когда на Царскосельской дороге строили загородный дворец-замок по проекту Юрия Фельтена. Местность здесь была болотистой, поэтому ее называли «керекексинен», что в переводе с финского языка означает «лягушачье болото». Специально для императрицы был составлен рукописный каталог с рисунками. Екатерина одобрила эскизы и предложила украсить сервиз лягушкой — по названию местности. Так земноводное на рыцарском щите стало эмблемой не только для сервиза, но и для дворца. Рассмотреть детали, узнать стоимость и историю создания самого знаменитого сервиза в коллекции Эрмитажа можно в издании Л.Н. Воронихиной «Сервиз с зеленой лягушкой» 1962 года.

Тяжелый и прочный чугун, нержавеющая сталь с глянцевой поверхностью, красивая эмалированная посуда относятся к классу металлической. Начиная готовить, мы не задумываемся, какой длинный исторический путь прошла металлическая посуда, чтобы стать нашей помощницей в создании гастрономических творений и до сих пор доказывает свою практичность и функциональность.

Среди экспонатов можно увидеть советские каталоги изделий широкого потребления, посуды и хозяйственных изделий из Фонда нормативно-технической и технической документации и Фонда групповой обработки.

Долгое время деятельность русских мануфактур не причислялась к художественной области, и в литературе освещалась лишь ее технико-экономическая сторона. В истории русского художественного стекла особое место занимает завод Гусь-Хрустальный. В XVIII веке он положил начало крупному стекольному производству России.

В альбоме «Гусь-Хрустальный» Л. Казаковой, изданном в 1973 году, рассмотрена биография завода с точки зрения художественного производства фарфора и фаянса, стекла и хрусталя, большое внимание уделено эстетическому мастерству, оставленному нам в наследие многовековой историей русской художественной промышленности.

На выставке представлено около 150 красочно иллюстрированных альбомов, периодических изданий, каталогов промышленной продукции.

Выставка продолжит работу до 31 марта.

Вход по читательскому билету в часы работы библиотеки.

Библиографический список выставки

СМИ о событии:

БезФормата Санкт-Петербург, news.myseldon

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант