РНБ Российская национальная библиотека
29.11.2022

Итоги обучения комплектаторов из регионов России

В 2022 г. по поручению и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках реализации «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» на базе Института дополнительного образования Российской национальной библиотеки стартовала профессиональная школа повышения квалификации библиотечных кадров «Школа комплектатора». В этом году было разработано и проведено 3 программы повышения квалификации для специалистов 85 субъектов РФ, в том числе Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Всего в рамках данных программ было обучено 300 специалистов библиотек РФ.

С 3 октября по 21 ноября 2022 г. Институт дополнительного образования РНБ совместно с сектором изучения библиотечных фондов научно‑методического отдела РНБ и отделом комплектования РНБ провел программу повышения квалификации «Школа комплектатора. Актуальные проблемы формирования фондов муниципальных библиотек».

Всего по данной программе повысили квалификацию 220 специалистов библиотек из 80 субъектов Российской Федерации, в том числе 199 (90%) обучающихся составили сотрудники отделов комплектования (108 — заведующие отделами, 91 — сотрудники), 21 (10%) слушателей составили другие специалисты (руководители библиотек, библиографы, методисты, хранители фондов) из 36 центральных библиотек субъектов РФ и 62 ЦБС.

Обучение по программе осуществлялось в две учебные сессии. Участниками программы в первом потоке (с 3 по 28 октября 2022 г.) стали 110 специалистов из 38 субъектов РФ, в том числе 10 республик (Алтай, Башкортостан, Бурятия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан (Татарстан), Хакасия, Чувашской Республики — Чувашия), 4 краев (Алтайского, Забайкальского, Красноярского, Пермского), 22 областей (Амурской, Брянской, Ивановской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской), Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа-ЮГРА. Слушателями программы стали специалисты из 52 библиотек (29 специалистов из 19 центральных библиотек субъектов РФ и 81 специалист из 33 ЦБС). Основными категориями слушателей программы этого потока были заведующие (52%) и сотрудники (35%) отделов комплектования, а также другие специалисты (13%) — методисты, библиографы и др.

Участниками программы во втором потоке (с 24 октября по 21 ноября 2022 г.) стали 110 специалистов из 38 субъектов РФ, в том числе 9 республик (Алтай, Бурятия, Карелия, Луганская народная республика, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Удмуртская Республика), 5 краев (Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Пермского), 23 областей (Архангельская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская, Курганская, Магаданская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Томская, Тульская, Челябинская), Ханты-Мансийского АО–Югра. Самое активное участие в программе приняли специалисты из Забайкальского края (11 специалистов), Архангельской области и Республики Тыва (по 6 специалистов), Вологодской и Иркутской области (по 5 специалистов). Отметим участие в программе специалиста из Центральной библиотеки г. Брянки Луганской народной республики, а также удаленных регионов (Камчатский край, Сахалинская область). При этом 16 регионов из первого потока обучающихся еще прислали на обучение своих специалистов. Это специалисты Алтайского, Забайкальского, Красноярского, Пермского краев, республик Алтай, Бурятия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Курганской, Новосибирской, Сахалинской, Свердловской, Тульской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского АО –Югра. Слушателями программы стали специалисты из 46 библиотек (26 специалистов из 17 центральных библиотек субъектов РФ и 84 специалиста из 29 ЦБС). Основными категориями слушателей программы были заведующие (51%) и сотрудники (52%) отделов комплектования, а также другие специалисты (8%) — представители администрации (директор и зам. директора, методисты, библиограф, главный хранитель фонда).

В рамках программы повышения квалификации специалисты библиотек получили новые и обновили имеющиеся компетенции в области комплектования фондов, в том числе по вопросам эффективной закупки при их формировании. Слушатели изучали программу в соответствии с учебно-тематическим планом по пяти разделам: I. Развитие и сохранение библиотечных фондов как приоритетное направление государственной культурной политики. II. Нормативно-правовое регулирование формирования библиотечных фондов. III. Документный рынок. Основные тренды развития. IV. Практическая технология комплектования фондов муниципальных библиотек. V. Обеспечение сохранности библиотечных фондов в муниципальных библиотеках

В разделе «Нормативно-правовое обеспечение формирования фондов библиотек» был представлен обзор основных документов, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование формирования библиотечных фондов. Изучались нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие вопросы договорного права, интеллектуальной собственности, перехода произведения в общественное достояние, работу с лицензионными и открытыми электронными ресурсами. Большое внимание было уделено федеральному законодательству, базовым федеральным и региональным отраслевым законам («О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре»), законам и нормативным документам, ограничивающим возможности текущего комплектования (114-ФЗ, 80-ФЗ, 436-ФЗ, 101-ФЗ и др.). В разделе «Современный документный рынок. Основные тренды развития» слушатели познакомились с современным состоянием книжного рынка, рынка электронных ресурсов, их структурой, статистикой, ведущими издательствами в разных сегментах рынка, и агрегаторами, ЭБС, основными трендами, вызовами, проблемами и трудностями в условиях цифровой среды и действия санкций. Крайне важной частью программы стал раздел «Практическая технология формирования фондов муниципальных библиотек». Он позволил слушателям сформировать навыки анализа зоны обслуживания библиотеки, состава и использования библиотечного фонда, определения места библиотеки в городской среде, ее целевой аудитории, приоритетных направлений комплектования, помог овладеть технологией разработки маркетинговой концепции комплектования и размещения фонда, подготовки профиля комплектования, бюджетирования и оперативного плана комплектования.

Организаторы программы получили множество отзывов. Слушатели отмечали полезность курса в целом, высокий профессиональный уровень преподавателей, отличную организацию курса, эффективную и оперативную коммуникацию преподавателей и слушателей во время обучения, хорошую деловую и дружественную атмосферу. Многие высоко оценили практическую значимость полученной информации и ее применение в дальнейшем в профессиональной деятельности («Все очень понравилось, и знания, приобретенные за время обучения, пригодятся в моей дальнейшей работе»; «все подробно, понятно, современно и даже опережали нашу работу, так как с госзакупками мы только начали работать и, конечно, много чего недопонимаем»; «профессиональное общение с коллегами принесло большое удовольствие»). Отмечалась также доступность, понятность и наглядность материалов лекций и презентаций («материал в лекциях исчерпывающий и исключительно по существу»). Участники программы благодарили преподавателей за «подробную подачу очень нужного и очень важного материала!», «интересные теоретические и практические занятия, за бесценный опыт, которым они поделились, за квалифицированную помощь!», «за предоставленную возможность обновить знания и бесценное общение», а также Институт дополнительного образования РНБ за «организацию мероприятия на высшем уровне», «организацию такой нужной и полезной учебы».

По итогам успешного обучения специалисты получили удостоверение о повышении квалификации. Поздравляем всех участников программы!

И. Н. Вибе, директор Института дополнительного образования Российской национальной библиотеки

И. В. Эйдемиллер, заведующая сектором изучения библиотечных фондов научно-методического отдела Российской национальной библиотеки

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант