РНБ Российская национальная библиотека

Фильм «Запрещённый Христос», Италия, 1951

Кинолекторий «100 лет: фотогения тени»
К юбилею Элены Варци

Дата мероприятия: 4 декабря 2020, пятница, 18:30

 Актовый зал
Московский пр., д. 165, корп. 2

 
Вход свободный

Возраст: 16+

 

Режиссёр — Курцио Малапарте
В ролях: Э. Варци, Р. Валлоне, Р. Морелли, А. Кюни, А.-М. Ферреро,  Дж. Черви и др.  
Автор цикла – киновед Егор КАЙРОН

Киноцикл Егора Кайрона «100 лет: фотогения тени» в Новом здании РНБ (Московский пр., 165/2) продолжается.
Ретроспектива фильмов, в которых снялись актрисы, родившиеся сто лет назад, предлагает взглянуть на жизнь нашей души в тревожные времена.

4 декабря в 18:30 встреча будет посвящена юбилею Элены Варци и кинофильму К. Малапарте «Запрещённый Христос» (Италия, 1951) 

Если бы мы взяли на себя невиданную смелость говорить о роли иных культурных деятелей, скажем, в системе персонажей «Бэтмена», пришлось бы признать, что режиссёр своего единственного фильма «Запрещённый Христос», — политик-провокатор, убеждённый анархист, публицист, неутомимый мыслитель, культурный деятель Курт Эрих Зукер (работавший под псевдонимом Курцио Малапарте), — является Человеком-Вопросом, Джокером и Пингвином в одном лице. Хуже того, Бэтменом является он же.

Это он одновременно провоцирует мир, задаёт сложносочинённые вопросы, искушает, сбивает с толку, — и он же бежит этот мир спасать. Задаёт он неудобные вопросы и снова спасает мир в «Запрещённом Христосе». Но в отличие от публицистского текста (а может, наоборот, — благодаря чёткости публицистской мысли и ответственности за высказвание), кинотекст Малапарте носит характер манускрипта, герменевтического текста, одновременно свободного и фатального, написанного раз и навсегда. Анархист на разок решил превратиться в режиссёра, чтобы поговорить со зрителем по гамбургскому счёту. Разговор на сей раз он ведёт не о политике. Разговор — об основах человеческого существа. О том, на чём должна бы стоять любая политика, если бы мы представили, что она зиждется на человеческих началах. Разговор, в котором у автора есть особое мнение. Поправка. Разговор, в котором автор настаивает на том, что единственное мнение, которое может себе позволить автор, должно быть особым. Автор со стальным хребтом, Малапарте точно знает, что такое для кино — лицо. И — чем лицо является в его кинотексте.

Вот пояснение. Почти одновременно с «Запрещённым Христосом» выходит «Дорога надежды» Пьетро Джерми. В обоих фильмах главным актёрским тандемом являются супруги Раф Валлоне и Элена Варци. Но если в светлой «Дороге надежды» (над сценарием которой работал «сам» Феллини) свет как главное выразительное средство ради спасения мира стремится уничтожить светотень, примирить враждующие качества внутри человека, то у Малапарте — расклад другой. И свет у него прорубает лицо на экране густой светотенью, ставит вопрос о сущности человека ребром. И Валлоне, и Варци превращаются в тех, кому не остаётся иного удела человеческого, как проверять на прочность себя самих — перед лицом сложносочинённого… Бога. То есть, перед словом из словаря анархиста Малапарте. Поправка. Анархиста, проверяющего на прочность значение каждого слова в своём словаре.

Автор цикла – киновед Егор КАЙРОН

Вход свободный! Необходима онлайн-регистрация.

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант