История формирования фонда нотных изданий

История отдела нотных изданий и музыкальных звукозаписей (ОНИиМЗ).

Владимир Фёдорович Одоевский
Владимир Фёдорович Одоевский
Специального нотного отдела официально ни в Императорской публичной библиотеке, ни долгое время в Государственной Публичной библиотеке не существовало. Поступавшие в библиотеку с начала ее основания нотные издания хранились в книжном фонде, а в 1810-х годах, в пору директорства Алексея Николаевича Оленина, были отправлены на хранение в организованное тогда Художественное отделение (с 1872 — Отделение изящных искусств и технологий); часть нот хранилась в иностранном книжном фонде. Основателем «Музыкального отделения» в составе Художественного отделения библиотеки следует считать, видимо, князя Владимира Федоровича Одоевского, помощника директора Императорской публичной библиотеки с 1846 года.

Автограф В. Ф. Одоевского на книге  «Скрипичная школа» Леопольда Моцарта. 1857 г.
Автограф В. Ф. Одоевского на книге «Скрипичная школа» Леопольда Моцарта. 1857 г.

Надпись В.Ф.Одоевского на нотах «Скрипичной школы» Леопольда Моцарта:«На зубок Музыкальному отделению Императорской публичной библиотеки от князя В. Одоевского»

Отнести это событие можно к концу 1857 года, о чем свидетельствует шутливая надпись на подаренной тогда Одоевским библиотеке экземпляре «Скрипичной школы» Леопольда Моцарта издания 1791 года, которая гласила: «На зубок Музыкальному отделению Императорской публичной библиотеки от князя В. Одоевского». «На зубок», как известно, дарят что-нибудь новорожденному. Но официального статуса «Музыкальное отделение» все же не получило, выражение Одоевского имело обобщающее-символический смысл. Возможно, тогда было выделено некое помещение в Художественном отделении, куда складывались нотные издания.

 

Василий Иванович Собольщиков
Василий Иванович Собольщиков
Владимир Васильевич Стасов
Владимир Васильевич Стасов
В 1850-х годах заведование Художественным отделением было поручено библиотековеду и архитектору Василию Ивановичу Собольщикову, который вскоре нашёл себе достойного помощника в лице Владимира Васильевича Стасова. Стасов отдавал музыкальному фонду много сил, приобретал нотные издания и рукописи на международных аукционах, отслеживал поступавшие в библиотеку ноты, начал комплектовать книжный музыкальный фонд. За свое пятидесятилетнее пребывание в Публичной библиотеке, будучи не только человеком, преданным искусству, но глубоким знатоком музыки, Стасов много сделал для разработки системы обработки нотных изданий.Отдел хранит карточки, написанные рукой Стасова. 

Однако большая часть музыкальной литературы еще долго оставалась распыленной по книжным фондам. Все поступавшие нотные издания (преимущественно так называемого вертикального хранения, т.е. переплеты.) расставлялись на шкафных полках вместе с книгами по музыке, искусству и технологии.Шифр содержал номер шкафа и номер полки, т.е. отражал крепостную расстановку фонда.

Ящик и карточки, написанные рукой В.В. Стасова
Ящик и карточки, написанные рукой В.В. Стасова
Дарственная надпись М. П. Мусоргского  Императорской публичной библиотеке на экземпляре цикла «Детского скерцо». 1873 г.
Дарственная надпись М. П. Мусоргского Императорской публичной библиотеке на экземпляре цикла «Детского скерцо». 1873 г.
Образец шифра, придуманного И.А. Крыловым. Нач. ХIX в.
Образец шифра, придуманного И.А. Крыловым. Нач. ХIX в.

Судя по статистике тех лет, число читателей, интересовавшихся нотными изданиями, было весьма незначительным. Чтобы попасть в Отделение в качестве читателя, необходимо было подать прошение на имя директора и получить разрешение. Но не все прошения удовлетворялись. Однако известным деятелям музыкальной культуры, в первую очередь композиторам сотрудники библиотеки охотно помогали. Одним из таких активных помощников был Стасов, который умел не только помочь композитору отыскать нужное издание или натолкнуть на поиск нового материала, но и побудить его к созданию нового произведения, причем дать ему не только идею, но и подготовить книжный и нотный материал для воплощения ее в жизнь. Известно, какое активное участие он принимал в творческой работе композиторов «Могучей кучки» и многих других русских музыкантов, которые передавали через него свои сочинения в дар библиотеке.

Ливерий Антонович Саккетти
Ливерий Антонович Саккетти
Андрей Николаевич Римский-Корсаков
Андрей Николаевич Римский-Корсаков
В 1908–1913 годах каталогизированы не обрабатывавшиеся ранее материалы горизонтального хранения. Работа эта была проведена профессором петербургской консерватории Ливерием Антоновичем Саккетти, работавшим в отделении с 1895 года (поначалу в качестве младшего помощника библиотекаря) по 1916 год.

Работу Саккетти продолжил возглавивший с 1918 года Отделение изящных искусств сын композитора Н. А. Римского-Корсакова, издатель, историк музыки, сотрудник Отдела рукописей Андрей Николаевич Римский-Корсаков.

В первые годы советской власти библиотека испытывала большие трудности. В 1919 году, в связи с сокращением штата, было решено каталогизировать лишь те издания, которые представляют интерес для исследовательской работы, а остальные хранить в массовом (магазинном) порядке. 

Вильгельмина (Валентина) Марковна Крумина
Вильгельмина (Валентина) Марковна Крумина
Борис Владимирович Саитов
Борис Владимирович Саитов
Выделение нотных фондов из книжных началось  в 1920-х годах. Работа эта была завершена только к 1931 году, и в составе Отдела фондов и обслуживания был образован «Сектор нотных изданий». Руководителем Сектора был назначен Борис Владимирович Саитов, крупный ученый-библиограф. Опираясь на проделанную Стасовым, Саккети и А. Н. Римским-Корсаковым работу, он приступил к формированию генерального каталога нотных изданий. На первых порах Саитов был единственным сотрудником сектора. Лишь в середине 30-х годов, благодаря его настояниям,  штат Сектора был увеличен до шести человек. В 1936 году в Сектор нот пришла Вильгельмина Марковна Крумина, опытный библиограф и музыковед. После смерти Саитова в блокадный 1942 год она стала руководить Сектором, и руководство её длилось до 1949 года.

Сектор временно помещался тогда в залах на третьем этаже здания на Садовой ул., 18.

Вопрос о предоставлении Сектору новых помещений поднимался еще в середине 1930-х годов. Он был увязан с проблемой превращения Сектора в обособленный музыкальный Отдел, включавший в себя не только ноты, но и книги по музыке. Впервые этот вопрос был поднят музыкальной общественностью Ленинграда в 1934 году. Говорили и о необходимости музыкального кабинета с фортепиано.
В 1940 году в библиотеку поступило новое ходатайство, подписанное видными музыкальными деятелями и композиторами – это были Б. Асафьев, И. О. Дунаевский, Д. Д. Шостакович, И. И. Дзержинский, А. В. Свешников, В. Анисимов, М. Ф. Гнесин и многие другие известные музыканты. Но планам помешала война. Только в 1949 году Сектору было предоставлено специальное помещение и статус Отдела, все ноты были сосредоточены в одном месте. А в конце 1950 года Отдел нот, наконец, получил постоянную прописку – он переведен в переданное тогда же библиотеке здание бывшего Екатеринского института, построенного Дж. Кваренги на набережной Фонтанки, 36.

Читальный музыкальный зал, середина 1950-хх гг.
Читальный музыкальный зал, середина 1950-хх гг.
Отдел нот, наб. реки Фонтанки, 36
Отдел нот, наб. реки Фонтанки, 36
Отдел занял там несколько помещений на третьем этаже, где расположились читальный зал и залы для размещения фондов. Под фонды был занят также балкон концертного зала (хоры бывшей домовой церкви св. Екатерины), который примыкал к помещениям этажа. Появилась и музыкальная комната с роялем, где читатели могли работать с нотным материалом. Со временем к предоставленным прибавилось еще несколько помещений, где разместились фонотека, кабинет заведующей, комната библиографов.

Читателей у нотного отдела стало особенно много. Читальный зал не вмещал всех желающих, и часто читателям приходилось ждать, когда в зале освободится место для работы. Однако поток читателей не иссякал. Да и фонды оказались столь объемны, что выделенных помещений не хватало. К нотному фонду прибавлялось немалое число грампластинок, которые требовали и особого хранения, и аппаратуры для прослушивания. С дирекцией долго велись переговоры о создании в Нотном отделе фонотеки, и лишь в 1959 году было принято решение об организации в Отделе нотных изданий фонотеки для хранения и прослушивания грампластинок. Тогда же началось формирование фонда грампластинок.

 

История фонотеки

О необходимости организации в Публичной библиотеке фонотеки задумывались еще в 1920-е годы. В «Красной газете» от 24 декабря 1927 года в рубрике "В две строки" сообщалось: "При Публичной библиотеке организуется фонотека для хранения граммофонных пластинок". Однако других сведений об организации в те годы фонотеки нет. Скорее всего, то была частная инициатива сотрудников библиотеки по накоплению фондов. Каталогизации или просто учета грампластинок тогда не велось. Решение о формировании в Отделе нотных изданий фонотеки для прослушивания грампластинок было принято только в 1959 году, комплектование же фонда началось с 1960 года. Возник фонд как вспомогательный при фонде нотных изданий, однако сразу получил статус основного. Фонд музыкальных звукозаписей был первым в библиотеке фондом на нетрадиционных носителях, формировался за счет отбора и покупки грамзаписей в магазинах города. Покупались и частные собрания. Некоторые горожане приносили пластинки в дар.

В начале 1960-х годов фонотека получила помещение для размещения фондов и обслуживания читателей. Приобретались грампластинки в магазинах, покупались у коллекционеров. Были и дарители. От частных лиц поступило несколько коллекций старых грампластинок – дореволюционных и довоенных. В 1978 году налажен контакт с магазином «Рапсодия» (Ленинград, ул. Желябова), ставшим основным источником комплектования грампластинок не только для музыкального отдела РНБ, но и для библиотек РСФСР. Отдел нот стал называться Отдел нот и звукозаписей (ОНиЗ). Иностраные грампластинки приобретались через коллектор изданий Стран Народной демократии.
В 1975 году в здании на Фонтанке начался капитальный ремонт. Отдел нот временно переехал на Большеохтинский проспект, 12.

После капремонта, в 1990 году, Отдел вернулся на Фонтанку, 36, где получил помещения на втором этаже, а несколько позже - после переезда Общих читальных залов с Фонтанки в новое здание на Московском проспекте, читальный зал и хранилище для фонотеки.

С начала 1990-х, с появлением новых видов звуконосителей, библиотека стала приобретать CD диски (мр3), в 2000-е годы – диски DVD (мреg 4). Отбор CD и DVD-дисков производился через магазин «Открытый мир».

С 2004 года в фонд звукозаписей начал поступать обязательный экземпляр через Информрегистр. По-прежнему производится закупка звукозаписей по издательским каталогам через Отдел комплектования библиотеки, приобретаются частные собрания, поступают дары от частных лиц и фирм. Так, недавно поступил дар из Италии – коллекция DVD с записями опер, оперетт, концертов известных музыкантов.

В 2005 году фонотека смогла серьезно расширить свои площади, а главное – свои технические возможности. Сейчас несколько помещений третьего этажа здания на Фонтанке занимают фонды и зал фонотеки, оборудованные современной аудио- и видеоаппаратурой. В зале фонотеки организована постоянная выставка по истории звукозаписи, проводятся встречи с читателями, на которых демонстрируются образцы старинных и современных звукозаписей. Также постоянно действует выставка последних поступлений. Расширились возможности по комплектации и обработке фонда звукозаписей. На базе новых технологий стали возможными задуманные ранее проекты коллектива Отдела, которые уже начали осуществляться. Первый и главный проект – оцифровка старых граммофонных пластинок (перенос их на современные лазерные носители). Второй проект – создание Единого государственного фонда звукозаписей российского фольклора.

В фонотеке можно заказать платную цифровую копию грампластинки из фонда РНБ или со своего носителя.

Зал фонотеки обустроен как небольшой концертный зал, в нем установлен рояль, проходят камерные концерты. Стены зала украшают портреты знаменитых музыкантов из собрания коллекционера И. Б. Семенова. 

См. Выставку «Портретная галерея Ивана Борисовича Семёнова».

 

Зал прослушивания и просмотра музыкальных аудио и видеозаписей
Зал прослушивания и просмотра музыкальных аудио и видеозаписей
Постоянная выставка в зале прослушивания и просмотра музыкальных аудио и видеозаписей
Постоянная выставка в зале прослушивания и просмотра музыкальных аудио и видеозаписей

 

 

Заведующие Отделом:

В 1931 году Сектор нотных изданий возглавил Борис Владимирович Саитов. С 1942 года Отдел возглавила Вильгельмина Марковна Крумина. Потом некоторое время Отделом заведовала Анастасия Сергеевна Ляпунова, дочь композитора Сергея Ляпунова. С 1949 года – Леонида Николаевна Павлова-Сильванская. С 1964-го по 1978 год заведующей была Алла Александровна Рачкова. С 1978 по 1986 год – Наталья Владимировна Таланкина, а с 1987 года Отдел возглавляет Ирина Федотовна Безуглова.