Выставка «Львов Алексей Федорович (1798–1870): 225 лет со дня рождения»

В 2023 году музыкальная общественность отмечает 225-летие со дня рождения скрипача-виртуоза, композитора, дирижёра, музыкального писателя, крупнейшего представителя русского скрипичного искусства первой половины XIX века Львова Алексея Федоровича (1798–1870). Отдел нотных изданий и музыкальных звукозаписей РНБ хранит ярчайшие экземпляры изданных сочинений композитора, в полной мере раскрывающие его творчество.

Выпускник Института путей сообщения (1818), с конца 1825 г. – адъютант А. Х. Бенкендорфа, участник русско-турецкой войны 1828–1829 гг. состоял на службе и не мог выступать публично, а только в салонах и музыкальных кружках. С 1835 г. Львов устраивал квартетные вечера, в 1850 г. Львов основал Концертное общество в Санкт-Петербурге, пропагандировавшее симфонические произведения классиков, прежде всего Л. Бетховена. В 1832 г. композитор был признан почетным членом Санкт-Петербургского Филармонического общества. В 1837–1861 гг. композитор служил директором Придворной певческой капеллы. 

По поручению императора Николая I Львов написал музыку гимна «Молитва русского народа» на слова В. А. Жуковского. Спустя два дня гимн «Боже, царя храни» исполнялся как «Русский народный гимн». 


Первое издание гимна «Боже, Царя храни» было напечатано для войск российской армии в литографии Департамента военных поселений в 1834 г. На титульном листе отсутствует фамилия автора музыки. В основу издания было положено переложение капельмейстера Гвардейского и Гренадерского корпусов Ф. Гаазе для духовой музыки, а также три других варианта: для конных трубачей, для медной музыки, для флейщиков, горнистов и барабанщиков.


Первое факсимильное издание гимна «Боже, Царя храни» (1840) в формате  in-quatro (нотная тетрадь). Тетрадь содержит: 1) facsimile автограф поэтического текста В. Жуковского, 2) литографированный портрет поэта, 3) facsimile автограф музыкального текста гимна Львова с подписью «А. Львов. 25 декабря 1833 г. С.-Петербург», 4) литографированный портрет композитора, 5) текст гимна в немецком и французском переводах. Издание продавалось во всех музыкальных и книжных магазинах Петербурга.

В середине 1840-х гг. император Николай I поручает А. Ф. Львову привести в порядок все известные церковные напевы и положить на ноты духовно-музыкальные сочинения. Издания певческих книг, предпринятые директором Придворной певческой капеллы А. Ф. Львовым и его сослуживцами Г. Я. Ломакиным, П. М. Воротниковым и П. Е. Беликовым, стали, по словам музыковеда А. С. Белоненко, «кульминацией капелльских опытов по составлению круга русского церковного пения». Издания представляют собой четырехголосные гармонические переложения. Они изданы в виде партитуры или отдельных партий. В Отделе нотных изданий и музыкальных звукозаписей хранятся два многотомных подносных издания из Императорской эрмитажной русской библиотеки.


Подносное издание из Императорской эрмитажной русской библиотеки в 12-ти томах, выходившее в свет в 1847–1852 гг. в литографии гравера А. Ершова в Петербурге. Для хранения собрания был изготовлен специальный футляр. Каждый том с наклейкой Императорской эрмитажной русской библиотеки, имеет твердый кожаный переплет зеленого цвета, с золотым тиснением двуглавого орла на верхней крышке переплета, золотой обрез. На титульных листах отмечено высочайшее повеление имп. Николая I.


Подносное многотомное издание из Императорской эрмитажной русской библиотеки в 4 томах. В твердом кожаном переплете с золотым тиснением орнамента и двуглавого орла, золотой обрез. На титульных листах отмечено высочайшее повеление имп. Николая I.

Одним из лучших сочинений Львова является «Stabat Mater» для хора, солистов и оркестра в семи частях (1851–1852). Первое исполнение оратории состоялось 14 января 1852 г. в зале Придворной певческой капеллы под управлением самого Львова. В начале 1830-х гг. Львов делает свой вариант известного в России  сочинения Дж. Перголези «Stabat Mater». Премьера состоялась 4 января 1832 г. в концерте Петербургского филармонического общества, после чего композитор был признан его почетным членом (1832). Оратория «Stabat Mater» в обработке Львова сохранялась в концертах Капеллы до 1870-х годов.

В духовных сочинениях наряду с традиционным тактовым делением, Львов часто прибегал к так называемому несимметричному ритму (его собственное определение). Результатом многолетней работы явился труд под названием «О свободном или несимметричном ритме» (1858), напечатанном в политехнографическом заведении А. Баумана в Петербурге.

Особую область творчества Львова составляют его духовные сочинения на православные тексты (около 40 хоров и 4 духовных концерта). Их можно поставить в один ряд с хоровыми произведениями П. И. Турчанинова, Г. Я. Ломакина и других композиторов тех лет. 


«Духовно-музыкальные сочинения А. Львова». 1848. Литография А. Ершова. Экземпляр с автографом композитора, адресованный М. И. Глинке: «Михаилу Ивановичу Глинке в память искренней дружбы и уважения к высокому его таланту от А. Львова. 28 января 1849».

Помимо духовных сочинений композитор также работал над светскими сочинениями, среди которых можно выделить романс для одного голоса с фортепиано «Воспоминание» : «Нет, не тебя так пылко я люблю…». В фонде Отдела Нотных изданий хранится издание «Военной песни по переходе Российских войск через Дунай в 1854 г.», написанной Львовым на стихи князя М. Д. Горчакова. Директор Придворной певческой капеллы создал еще несколько маршей и военных песен, вошедших в основной репертуар военных оркестров и хоров. Среди них «Кавказская песня» «Меж грозных скал шумит поток...».

Широко известный в музыкальных кругах Петербурга 1820-х-30-гг. композитор Иван Федорович Ласковский считался одним из лучших пианистов высшего петербургского общества. Он исполнял преимущественно собственные сочинения – баллады, мазурки, этюды, вариации, вальсы и др. В число его друзей входили А. Пушкин, М. Глинка, А. Даргомыжский и другие музыканты и поэты. Среди них был и А. Львов. Еще не директор Придворной певческой капеллы и не композитор гимна «Боже, Царя храни» получает от своего друга нотное издание «Grand valse» с посвящением на титульном листе.

Сочинения А. Львова в 1830-х годах были немногочисленны. Все свободное время от службы он посвящает скрипке, занимаясь переложениями вокальных произведений разных авторов. Среди них можно выделить Три мелодии Шуберта. Одна является знаменитой серенадой из вокального цикла «Лебединая песня». К партиям фортепиано и голоса Львов добавляет скрипку и публикует сочинение в Париже у издателя  М. Шлезингера. Свою обработку он посвящает Генриетте Зонтаг, графине Росси (1806–1854) – немецкой оперной певице, первой певице двора его величества Короля Прусского.

В конце 1850-х гг. в качестве приложения к труду Львова «Советы начинающему играть на скрипке» появились 24 (во всех тональностях) каприса для скрипки соло. Они являются первым инструктивным сочинением для скрипки, написанным русским скрипачом. В дальнейшем «Каприсы» были изданы автором с фортепианным сопровождением и, отдельно, с сопровождением струнного квартета. «Каприсы» были одобрены Ш. Берио и рекомендованы им для изучения в Брюссельской консерватории.

В 1840 г. Львов передал Ф. Мендельсону сочинение «Военный хор» с посвящением композитору. В том же году хор был издан (не без помощи Мендельсона) в Лейпциге издательством «Брейткопф и Гертель» и стал, таким образом, первым сочинением Львова, опубликованным за границей, и вообще одним из первых русских произведений, изданных вне пределов России.


Издание 1842 с посвящением на тит. л Ф. Мендельсону

Концерт для скрипки «в форме драматической сцены» (1840 г.) – одно из самых совершенных сочинений А. Ф. Львова. Концерт впервые был исполнен в Лейпциге с прославленным оркестром Гевандхауза, дирижировал Ф. Мендельсон-Бартольди. В марте 1842 года в Петербурге в салоне Виельгорских на вечере в честь приезда Ф. Листа Львов играл свой Скрипичный концерт. С той поры концерт не исполнялся. Запись  состоялась только в 1986 году в Ленинградской студии грамзаписи. Партию скрипки исполнил С. Стадлер  совместно с Академическим симфоническим оркестром ленинградской Филармонии под руководством дирижера В. Чернушенко.

Сценические сочинения Львова – наиболее слабая область его творчества. Они трафаретны. Источники заимствований вполне узнаваемы: итальянская опера беллиниевско-доницеттиевского типа, ранний немецкий романтизм в духе Вебера, традиции русских водевилей. Первым сценическим сочинением Львова явилась лирическая опера «Bianca e Gualtiero» на текст Ж. Гийю. В 1844 г. появилась опера «Ундина» по сказке Ф. де ла Мотт Фуке в переводе В. Жуковского. Сохранилась партитура увертюры, литографированная А. Ершовым [1848]. Один экземпляр с автографом Львова. На тит. л.: Михаилу Ивановичу Глинке, в знак искреннего уважения к великому его таланту, от А. Львова. Дата срезана при переплете. Второй экземпляр с экслибрисом личной библиотеки Шуберта. Его третьим оперным творением является «Русский мужичок и французские мародеры в 1812» на либретто Н. И. Куликова. Сохранились два вокальных отрывка из оперы «Староста» на слова Н. Куликова в Музыкальном альбоме арий, романсов и куплетов из новейших пьес, петых на сцене на 1854 г.