Выставка «Нотные издания периода НЭП»

Музыкальная жизнь периода НЭП, провозглашенного в 1921 году, отличалась исключительной многогранностью, разнообразием течений и жанров, бурной полемикой на темы, касающиеся искусства и его предназначения.

Одним из ярчайших явлений этого времени стала эстрадная музыка – вокальная и танцевальная. Романсы, песни, мелодекламации, а также фокстроты, танго, шимми и вальс-бостон пользовались огромной популярностью. Среди многообразия их хорошо выделяются несколько тем, вызывающих живой интерес у авторов и публики:
- остро-социальная, посвященная взаимоотношениям людей разных социальных слоев, людей улицы, любовная лирика, цыганские песни и романсы

- ориентализм – песни и танцы на восточные сюжеты и мотивы

- «американская» тематика – джаз-бэнды, романтика «дикого запада», посвящения Нью-Йорку

- «морская романтика»

- технический прогресс – электрификация, телефонизация, транспорт – авиация, автомобили.

Среди композиторов того времени можно отметить М. Блантера, В. Кручинина, Б. Фомина, Б. Прозоровского. Множество вокальных произведений было создано на тексты К. Подревского.

Певцы, актеры и танцовщики нередко организовывали клубы, содружества и небольшие антрепризы. Одно из известнейших – содружество артистов театра Корша «Павлиний хвост». Специально для исполнения артистами «Павлиньего хвоста» были созданы такие песни как «Кирпичики» (В. Кручинин), «Дочь Селестина», «Чичисбей». Они пользовались широкой популярностью, что подтверждается активным издательством данных песен.

В хореографической культуре шли активные поиски новых пластических форм выражения. Одной из важнейших фигур на этом поприще был Касьян Голейзовский. Его многочисленные постановки «эксцентричных» танцев в кабаре «Летучая мышь», в спектаклях В. Мейерхольда («Трест Д. Е.»), в Театральном училище основывались на музыке как С. Прокофьева, А. Скрябина, Н. Метнера, К. Дебюсси и других серьезных композиторов,  так и на популярных джазовых пьесах, танго.

Благодаря возможности частного предпринимательства, помимо государственных издательств – Музгиз (Музыкальный сектор государственного издательства), «Музторг МОНО» (Московского отделения народного образования), активно  работали также частные и кооперативные издательства, такие как «Тритон», «Маски». Многие популярные эстрадные танцы и песни печатались по заказу автора в губернских и областных литографических заведениях  (например, нотопечатня при КУЖД – Комиссии по улучшению жизни детей), на титульном листе в таком случае значилось «Издание автора».

Ленинградское кооперативное издательство «Тритон» (1924-1936) печатало ноты современных профессиональных российских и зарубежных композиторов. Одним из основных его задач была просветительская деятельность – помимо нот в «Тритоне» издавалась музыкальная литература, посвященная теории и истории музыки (учебники, пособия, монографии). В 1936 году в связи с централизацией издательского дела вошел в состав Ленинградского отделения Музгиз.

Киноискусство 1920-х годов стремительно развивалось в различных  направлениях. Кинематограф использовался в агитационных целях (особенно в годы Гражданской войны), активно снимались художественные фильмы С. Эйзенштейном, Д. Вертовым, Ч. Сабинским, А. Разумным и другими. Немое кино при показе музыкально иллюстрировали пианисты, импровизирующие или подбирающие музыку других композиторов в соответствии с жанром кино и происходящим на экране. Во второй половине десятилетия из печати выходят первые пособия для кино-иллюстраторов с рекомендацией по выбору музыкальных фрагментов для озвучивания кино. В это же время появляются первые композиторские опыты по созданию полной музыкальной партитуры для конкретного фильма (например, «Обломок империи» с музыкой В. Дешевова).

Музыка играла важную просветительскую роль в воспитании нового общества и советского человека. Среди изданий тех лет встречается немало песен, посвященных ликвидации безграмотности, антирелигиозной пропаганде, честному труду и теме рабочих, здоровому образу жизни, через песни объяснялись деятельность и задачи коммунистической партии. Многие из этих произведений были сочинены композиторами РАПМа (Российской ассоциации пролетарских музыкантов) и печатались в Музсекторе Госиздата. Немало внимания уделялось и детскому вопросу: в 1922 году возникла пионерская организация, что способствовало созданию и изданию детской музыкальной литературы – песен, игр, сценических постановок.

Больше отсканированных нотных изданий периода НЭП доступно для просмотра онлайн:
Поет печальный голос = Es tönt ein klagend Singen : для голоса с орк. : перелож. для голоса с фп. : ор. 14 - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Эскиз = Esquisse : для валторны - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Esquisse : для валторны - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Большая сонатина = Grande sonatine : для фортепиано : pour piano : ор. 22 - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Пионерская : "Тра там там стучит барабан..." : для пения с фортепиано - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Веселые марионетки : детская опера в 3-х картинах : для голосов с фортепиано - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Репка : опера-сказка в 1 действии : ор. 10 - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Проводы в клуб пионеров : "В пионерский меня клуб провожали..." : пение с фортепиано или аккордеоном - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Всегда готов! : (гимн пионеров) : "Мы пойдем, пойдем на смену..." : голос, ф-пиано - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Шире, шире нам дорогу! : (пионерская) : для 1 голосного хора с фортепиано - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Первая книжка для чтения нот : пение в пределах первых 5 звуков - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Песни юных пионеров : для двухголосного хора без сопровождения - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Дуня Тонкопряха : опера-комедия в 3 действиях на текст А. Пиотровского и Д. Толмачева - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Две песни пионеров : для голоса с фортепиано - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)
Орлиный бунт (Пугачевщина) : народная музыкальная драма в 5 действиях с прологом : соч. 26 - Российская Национальная Библиотека (nlr.ru)