Международная научно-практическая конференция
"Инвестиции в библиотечном деле: опыт, проблемы, перспективы"
(17-19 октября 2006 года, Санкт-Петербург)
ведущий научный сотрудник
Российской государственной библиотеки,
юрисконсульт по вопросам библиотечного дела
Правовое регулирование деятельности библиотек при закупке товаров и услуг в рамках государственного и муниципального заказа
Правовое регулирование деятельности библиотек при закупке товаров, работ и услуг в рамках государственного и муниципального заказа осуществляется в настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ[1]. Данный закон вступил в силу с 1 января 2006 г. В связи с этим Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ[2] были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие. Эти изменения в основном касаются уточнений, связанных с внедрением данного закона. Так, например, статья 31, пункт 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ[3] содержит теперь ссылку, подтверждающую, что закупки товаров, работ и услуг для некоммерческих организаций и учреждений, к числу которых относятся и библиотеки, осуществляются на основании данного закона. Статья 54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также дополнена ссылкой о том, что размещение заказов на поставки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном данным законом. Это означает, что поставки товаров, работ и услуг для муниципальных библиотек, порядок формирования и обеспечения муниципального заказа обеспечивается за счет средств местного бюджета.
Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» существенно отличается от действующего ранее федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 07.04.1999 г. № 97-ФЗ.
Данный закон прямого действия на всей территории Российской Федерации. Закон более жесткий, императивный, является универсальным, имеет широкую сферу применения. Вводит новые виды торгов, к числу которых относятся электронные торги. Закон устанавливает единые нормы для государственных заказчиков: федеральных и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных заказчиков.Состоит из 9 глав, 65 статей, определяющих правила и процедуры формирования, размещения и исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных предприятий и учреждений, в том числе и для библиотечных учреждений (ст. 1, п. 1).
Следует отметить, что в соответствии со статьями 48 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением является юридическое лицо, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования. Библиотечное учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Таким образом, в нашем случае библиотека или ЦБС, являющаяся юридическим лицом и выступающая как хозяйствующий субъект, реализуют полномочия по расходованию выделенных по смете денежных средств на закупку товаров, работ и услуг. Библиотеки, являющиеся структурными подразделениями юридических лиц (учреждений: высших учебных заведений, академии, университетов, научно-исследовательских институтов, колледжей, предприятий и организаций), участвуют в размещении заказов на поставки товаров, работ и услуг от имени этих государственных и муниципальных организаций.
Как правило, у библиотек возникают отношения, связанные с размещением заказов на поставки книг и других видов опубликованных и выпущенных в законный оборот произведений, в том числе на электронных носителях, для комплектования библиотечных фондов; библиотечной техники, мебели, различного оборудования, включая ПЭВМ, а также выполнение работ, например, по строительству или ремонту помещений, оказанию услуг по охране помещения, по обслуживанию гардеробов и т.п.
Основной принцип действия данного закона определяется в зависимости от размера денежных средств, используемых для размещения заказов на поставки товаров, работ и услуг (таблица 1).
Таблица 1. Условия размещения государственного или муниципального заказа для библиотек в зависимости от его стоимости
№ п/п |
Стоимость заказа |
Условия размещения заказа |
1 |
2 |
3 |
1 |
До 60 000 рублей |
ФЗ № 94-ФЗ не применяется (ст. 1, п. 2). |
2 |
От 60 000 до 250 000 рублей |
Запрос котировок (ст. 10, п. 1).
|
3 |
От 250 000 до 500 000 рублей |
Запрос котировок (ст.10, п. 1).
|
4 |
От 500 000 до 5 000 000 рублей |
Запрос котировок иностранного государства, на территории которого находится заказчик (ст. 42, п. 5).
|
5 |
5 000 000 рублей и более |
Размещение заказа на товарных биржах (ст. 56, п. 1).
|
Данный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд за исключением случаев, если такие товары, работы и услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (ст. 1, п. 2).
Порядок применения данной статьи к государственным и муниципальным учреждениям установлен постановлением Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 24 от 22 июня 2006 г. «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации»[4]. В данном постановлении дается разъяснение в связи с возникающими в правоприменительной практике по вопросам предела и порядка реализации государственными и муниципальными учреждениями полномочий по расходованию выделенных по смете денежных средств на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения собственной деятельности. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует арбитражным судам при рассмотрении споров исходить из следующего.
Учреждение, в том числе и библиотека, при реализации указанных полномочий выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах. В данном случае учреждение при расходовании денежных средств руководствуется положениями статей 70 и 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующими расходы бюджетных учреждений при оплате товаров, работ и услуг по заключенным государственным и муниципальных контрактам. В соответствии со ст. 71 все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда, т.е. более 200 000 рублей, осуществляются на основе государственных и муниципальных контрактов. Поэтому, если учреждение, уполномоченное органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного или муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, работ и услуг, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями настоящего закона.
Приобретение бюджетными учреждениями, которыми являются библиотеки и ЦБС, для собственных нужд товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 200 000 рублей, осуществляется на основании договора, заключаемого в обычном порядке и являющегося разновидностью договора купли-продажи (например, договор строительного подряда, договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, договор подряда на выполнение проектных и изыскательских или научно-исследовательских работ, договор возмездного оказания услуг и т.д.), в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
Исключение из закона составляют случаи, когда работы, товары и услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. В настоящее время Центральный банк Российской Федерации издал указание «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» № 1050-У от 14.11.2001 г[5]., на основании которого такой размер составляет 60 000 рублей. Иными словами, положения данного закона не распространяется и не используется при заключении библиотеками сделок при закупке товаров, работ и услуг на сумму менее 60 000 рублей.
Под государственными нуждами в законе понимаются обеспечиваемые расходными обязательствами РФ или обязательствами субъектов РФ за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций РФ, в том числе для реализации федеральных целевых программ, для реализации международных обязательств РФ, в том числе межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе по реализации региональных целевых программ (ст. 3, п. 1).
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности в товарах, работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и(или) законами субъектов РФ (ст. 3, п. 2).
В соответствии с законом субъектами правоотношений являются государственные и муниципальные заказчики и участники размещения заказов.
Государственными и муниципальными заказчиками могут быть только юридические лица. Это - органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также по их поручению уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов казенные предприятия или, как в нашем случае, государственные и муниципальные учреждения. Таковыми являются библиотеки или ЦБС, обладающие статусом федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений (ст. 4, п. 1). Как уже отмечалось, библиотеки. являющиеся структурными подразделениями государственных или муниципальных организаций и учреждений, осуществляют заказы на поставки товаров. работ и услуг от имени этих организаций и учреждений.
В качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд до 31 декабря 2006 г. выступало Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), с 1 января 2007 г. – Федеральное казначейство. Эти полномочия подтверждены письмом Минэкономразвития России от 05.09.2005 г. № 13785-АШ/Д07 «О размещении заказов на закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд на 2006 год».[6]
Участниками размещения заказов (поставщиками, исполнителями, подрядчиками) являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Таким участником могут быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ст. 8, п. 1). Заказы размещаются специально созданными для этих целей конкурсными, аукционными или котировочными комиссиями, из числа лиц не заинтересованных в результатах размещения заказа.
Закон направлен на защиту интересов участников размещения заказов, предоставляя им более широкие права на участие в конкурсных процедурах и их обжалование.
Вместе с тем законом установлены следующие основные требования к участникам размещения заказа путем проведения торгов (ст. 11 п. 1):
- соответствие участника, требованиям, предъявляемым законодательствам Российской федерации;
- непроведение ликвидации или непроведение в отношении участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя процедуры банкротства;
- неприостановление деятельности участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или аукционе;
- отсутствие у участника задолжности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которых не превышает 25 % балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности.
Заказчик, уполномоченный орган при размещении заказа путем проведения торгов вправе также установить следующие требования к участникам размещения торгов (ст. 11, п. 2):
- обладание участниками исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности либо возможность приобретения таких прав для выполнения государственного или муниципального заказа, в нашем случае поставка книг находящихся в законном обороте и лицензионных электронных изданий на DVD и CD-rom;
- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
Проверка соответствия участников размещения заказа перечисленным требованиям, т.е. является ли он добросовестным поставщиком, осуществляется заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией (ст. 11, п. 6).
Условия обеспечения защиты прав и законных интересов участников размещения заказов, в том числе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, содержание и порядок рассмотрения жалобы на их действия (бездействия) регулируются главой 8 статьями 57-62 закона.
Законом также установлены случаи и особенности размещения заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика в главе 6, статьями 55- 55.1.
Согласно ст. 9, п. 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заключается контракт. Государственным или муниципальным контрактом является договор, заключаемый заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Государственный или муниципальный контракт заключается в порядке, предусмотренном статьями 525-534, § 4, главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими условия и порядок поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, основания и порядок заключения и осуществления государственного или муниципального контракта (ст. 9, п. 2).
Закон предусматривает ведение реестров государственных и муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов. В данном реестре должны содержаться следующие сведения (ст. 18, п. 2):
- наименование заказчика;
- источник финансирования;
- способ размещения заказа;
- дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
- дата заключения контракта;
- предмет, цена контракта и срок его исполнения;
- наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, индивидуальный налоговый номер (для физических лиц) поставщика, исполнителя, подрядчика;
- сведения об исполнении контракта.
Данные сведения в течение трех дней со дня заключения контракта заказчики направляются в уполномоченные на ведение таких реестров федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (ст. 18, п. 3). Подобные сведения также размещаются в течение трех дней со дня их получения на официальных сайтах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (ст. 18, п. 4).
Сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ст. 18, п. 5).
Права и интересы государственных или муниципальных заказчиков ограничены и строго регламентированы. Так, например, после определения победителя конкурса государственный или муниципальный контракт в соответствии со статьей 538, п. 4 Гражданского кодекса Российской федерации должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса (ст. 9, п. 3). Заказ считается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта (ст. 9, п. 4). В этом случае изменение условий контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке не допускается (ст. 9, п. 5). В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней), которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ст. 9, п. 9).
Законом установлены два основных способа размещения государственных и муниципальных заказов: путем проведения торгов и без проведения торгов (ст. 10, п. 1). Особенности использования названных способов для библиотек представлены в таблице 2.
Проведение торгов для библиотек является новым специфическим видом деятельности, возникшим как неизбежное следствие рыночных отношений. Торги проводятся, когда отсутствуют твердо фиксированные цены и служат установлением действительных цен на товар. На торгах может быть заключен любой договор, предусматривающий куплю-продажу имущества и имущественных прав, договор подряда, договор аренды, поставки товаров для государственных или муниципальных нужд и т. д.
Проведение торгов для библиотек осуществляется в форме открытого конкурса, открытого аукциона, открытого аукциона в электронной форме. Требует заключения государственного или муниципального контракта (договора).
Порядок размещения заказа путем проведения открытого конкурса, содержание и предоставление конкурсной документации, подачи заявок на участие в конкурсе, вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, рассмотрения заявок регулируется главой 2 статьями 20-31 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Таблица 2. Способы размещения государственных или муниципальных заказов для библиотек
Способы размещения заказа (ст. 10. п.1) |
|||||
1. Путем проведения торгов |
2. Без проведения торгов |
||||
1.1.Открытый конкурс |
1.2.Открытый аукцион |
1.3.Аукцион в электронной форме |
2.1.Запрос котировок |
2.2.Размещение заказа у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика |
2.3.Размещение заказа на товарной бирже |
Используются в библиотеках при закупке товаров работ и услуг на сумму от 250 000 до 500 000 рублей. |
Широко используется в библиотеках при закупке товаров, работ и услуг на сумму от 60 000 до 250 000 рублей |
Используется в библиотеках при закупке товаров, работ и услуг на сумму от 60 000 до 250 000 рублей. Необходимо обоснование о том, что данный товар имеется только у единственного поставщика |
Используется в библиотеках только при закупке редких и ценных товаров, книжных памятников на сумму свыше 5 000 000 рублей |
||
Требуют заключения государственного или муниципального контракта или договора (ст. 9). |
Требуют предварительного отбора.
|
Закон вводит новый способ проведения торгов – аукцион. Особенности размещения заказа путем проведения открытого аукциона, условия предоставления документации об аукционе, порядок подачи и рассмотрения заявок на участие в аукционе, проведения аукциона и заключения государственного и муниципального контракта по результатам аукциона, последствия признания аукциона несостоявшимся подробно регламентируются в главе 3 статьи 32-41 закона.
Размещение заказа без проведения торгов осуществляется в форме запроса котировок, размещения заказа у единственного поставщика, а также закупки на товарных биржах (ст. 10, п. 1).
Требования, предъявляемые к размещению заказов путем запроса котировок на основе предоставления информации о потребности в товарах, работах, услугах для государственных и муниципальных нужд неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте, извещения о проведении и победителях запроса котировок, порядок их проведения, и оценка котировочных заявок подробно рассматриваются в главе 4 статьях 42-47.
Как показывает практика для библиотек наиболее приемлемо размещение заказов в форме запроса котировок. При размещении заказа у единственного поставщика необходимо аргументированное обоснование о том, что данный товар имеется только у единственного поставщика.
Законом также вводится новый вид закупки товаров, услуг и работ без проведения торгов – на товарных биржах. Размещение заказа на товарных биржах может быть использовано в библиотеках только для закупки, например, книжных памятников, особо ценных и редких произведений в исключительных случаях и, очевидно только крупнейшими государственными федеральными и региональными библиотеками. Условия и порядок размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных и муниципальных нужд на товарных биржах устанавливаются главой 7 статьей 56.
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом (ст.10, п.3). При проведении аукциона, т. е. продажи с публичных торгов, для библиотек одной из основных проблем является то, что соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации должны быть установлены перечни продукции, закупаемой через аукцион, (ст. 10, п. 4). Однако до настоящего времени указанные перечни отсутствуют, поэтому определить включены ли в них товары, работы и услуги необходимые для участия библиотек в аукционе не представляется возможным. Вместе с тем, закон устанавливает, что в случае, если товары, работы, услуги включены в подобный перечень, то размещение заказов на их поставки путем проведения конкурса не допускается, т.е. закупки могут производиться по упрощенной схеме без проведения торгов.
Другой важной проблемой является то, что отсутствует также перечень одноименных товаров. Не определены критерии одноименности.
В соответствии с законом два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров путем проведения совместных торгов. Права обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных торгов и порядок их проведения определяются соглашением сторон в соответствии со статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими правила заключения договоров на торгах и общий порядок их организации и проведения. Государственный или муниципальный контракт с победителями совместных торгов заключаются каждым заказчиком, проводившим такие торги (ст. 10, п. 6).
Эти и другие проблемы обсуждались на специальном мероприятии Российской библиотечной ассоциации, проводимом в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки 9 сентября 2006 г. «Торги на книги для библиотек: экономия государственных средств или неоправданное расточительство?».[7] В частности были высказаны предложения вывести из процедуры торгов книжные издания, поскольку книга не является одноименным товаром. В связи с этим на совещании обсуждались обращения в Государственную Думу, Министерство экономического развития и торговли, Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Высказывалось также и противоположное мнение юристов – использовать в библиотеках федеральный закон № 94-ФЗ в том виде, как он есть и быть законопослушными исполнителями закона.
Законом также ставятся определенные условия допуска к участию в торгах, которые содержат определенные требования. В частности при рассмотрении заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе участник может быть не допущен конкурсной или аукционной комиссией к участию в них в следующих случаях (ст. 12, п. 1):
- непредоставления соответствующих документов либо наличия в них недостоверных сведений об участниках размещения заказа;
- несоответствие требованиям установленным к участникам размещения заказа;
- невнесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе;
- несоответствие заявки требованиям конкурсной документации или документации об аукционе.
Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций все необходимые сведения об участниках, подавших заявку на участие в конкурсе или аукционе (ст. 12, п. 3). В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных участником размещения заказа, установления факта ликвидации участника, или проведение в отношении него процедуры банкротства, либо факта приостановления его деятельности заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия вправе отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе (ст. 12, п. 4).
Законом также вводится ведение реестра недобросовестных поставщиков (уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, с которым расторгнут контракт в связи с существующими нарушениями) (ст. 19, п. 2). Ведение реестра возлагается на уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (ст. 19, п. 1). В реестр недобросовестных поставщиков включаются следующие сведения (ст. 19, п. 3):
- наименование, место нахождения (для юридических лиц, фамилия, имя, отчество, место жительства, индивидуальный налоговый номер (для физических лиц);
- дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок, если победитель уклонился от заключения осударственного или муниципального контракта, дата несостоявшихся торгов для единственного участника размещения заказа, уклонившегося от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
- предмет, цена контракта и срок его исполнения;
- основания и дата расторжения контракта в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком контракта;
- дата внесения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Эти сведения также должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте Российской Федерации без взимания платы (ст. 19, п. 9). По истечении двух лет со дня внесения их в реестр недобросовестных поставщиков данные сведения исключаются из реестра (ст. 19, п. 10).
Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» также требует мощного информационного обеспечения размещения заказов в официальном печатном издании и на официальных сайтах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в сети Интернет всех необходимых публикаций в четко установленные сроки для размещения необходимой конкурсной документации о заказах (ст. 16). Официальные печатные издания определяются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (ст. 16, п. 1). Если у муниципального образования отсутствует официальный сайт, то муниципальный заказчик располагает информацию о размещении заказов на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено данное муниципальное образование (ст. 16, п. 2).
В настоящее время официальным сайтом Российской Федерации для размещения заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд является сайт www.zakupki.gov.ru, а официальным печатным изданием бюллетень “Конкурсные торги”. В субъектах Российской Федерации и муниципальных образаваниях также выделяются официальные сайты и официальные печатные издания. Однако вопрос о бесплатности размещения информационных сообщений о проведении торгов на официальном сайте Российской Федерации и в официальном печатном издании остается проблематичным, поскольку за размещение объявлений с заказчиков взимается плата. Что, естественно, создает для библиотек дополнительные финансовые трудности.
Информация о размещении заказов на поставки товаров, работ и услуг (итоговые протоколы, протокол оценки и сопоставления заявок по конкурсам, аукционам и котировкам) помещается на официальных сайтах без взимания платы (ст. 16, п. 6) и должна быть бесплатно доступна для ознакомления (ст. 16, п. 8). Одновременно заказчик имеет право дополнительно направить запрос непосредственно поставщикам данной продукции.
Законом усиливается контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации о размещении заказов. Для этих целей предусмотрены плановые и внеплановые проверки (ст. 17, п. 1).
Плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются уполномоченными на это федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (ст. 17, п. 2). Плановые проверки заказчика, постоянно действующей конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляются не более чем один раз в шесть месяцев (ст. 17, п. 6).
Внеплановые проверки осуществляются соответственно уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (ст. 17, п. 3). Внеплановые проверки осуществляются в случае поступления от уполномоченных органа исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления информации о неисполнении заказчиком, уполномоченным органом, либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения (ст. 17, п. 4). Внеплановая проверка может также проводится в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, а также в целях в целях контроля за исполнением предложений или предписаний, направленных или вынесенных в результате проведения проверок (ст. 17, п. 5).
При выявлении в результате проведения проверок, нарушения заказчиком, уполномоченным органом, либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе (ст. 17, п. 8):
- направить заказчику предложение об устранении таких нарушений;
- направить заказчику предложение о замене члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, допустившей нарушение;
- выдать заказчику обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений;
- выдать заказчику обязательные для исполнения предписания о замене члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, допустившей нарушение;
- обратится в суд, арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным.
В случае, если в результате проведения внеплановой проверки были выявлены не учтенные либо неисполненные предложения и предписания орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обязаны передать информацию об этом в уполномоченный на осуществления контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации, с заявлением в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа, а также с требованием заменить члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (ст. 17, п.111).
Для библиотек и ЦБС размещение заказов на поставки товаров, работ и услуг, участие в торгах и конкурсных процедурах является новой формой деятельности, ранее не осуществляемой. Библиотеки пытаются осмыслить и освоить эти формы деятельности, технологию конкурсных процедур в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В связи с этим возникает необходимость разъяснения основных положений действующего законодательства и разработки методических рекомендаций, обеспечивающих формирование профессиональных подходов в применении положений названных законодательных актов в практической деятельности библиотек. Вместе с тем, еще не принят достаточно большой блок всех необходимых подзаконных актов и прогнозировать их выход очень сложно. Однако уже сейчас можно сказать, что для библиотек проблематика размещения государственного и муниципального заказа является сложной, комплексной и многоуровневой задачей. Решение этой задачи требует специальной подготовки всех библиотечных специалистов, принимающих участие в процедуре торгов, а также разработки алгоритма, разъясняющего особенности использования федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в библиотеках.
Список использованной литературы
- Настольная книга госзаказчика / Авт. и сост.: А.А.Храмкин, О.М.Воробьев, В.В.Вдовина, В.А.Ермаков; Под ред. А.А.Храмкина; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. Ин-т подготовки кадров для системы гос. и муниципал. закупок (Ин-т госзакупок РАГС). – М.: Юриспруденция, 2006. – 312 с.
- Смирнов В.И. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июня 2005 г. № 84-ФЗ. – М.: ГУ ИМЭИ, 2006. – 182 с.
- Трофимова Т.Н. Кузнецова И.В. Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Опорные конспекты, алгоритмы, схемы, таблицы / Высш. школа экономики. Ин-т управления закупками и продажами ми. А.Б.Соловьева. – М., 2005. – 160 с.
[1] Федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Рос. газета. – 2005. – 28 июля; Парламентская газета. – 2005. – 9 авг.; Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 30, (ч. 1). – Ст. 3105.
[2] Федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: от 2 февр. 2006 г. № 19-ФЗ // Рос. газета. – 2006. – 8 февр.
[3] Федеральный закон о некоммерческих организациях от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. – Ст. 145.
[4] О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда № 24 от 22.06.2006 г. // Рос. газета. – 2006. – 22 авг.
[5] Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке: Указание Центрального банка Российской Федерации № 1050-У от 14.11.2001 г. // Вестник Банка России. – 2001. – 21 нояб.; Бизнес и банки. – 2001. - № 49; Экономика и жизнь. 2001. - № 48.
[6] О размещении заказов на закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд на 2006 год: Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2005 г. № 13785-АШ/Д07 // Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. - 2005. - № 12.
[7] Петрусенко Т.В., Эйдемиллер И.В., Панкова А.Н. Торги на книги для библиотек: экономия государственных средств или неоправданное расточительство? // Университетская книга. – 2006. - № 9. – С. 46-48: ил.