Российская национальная библиотека

Международная научно-практическая конференция "Инвестиции в библиотечном деле: опыт, проблемы, перспективы"
(17-19 октября 2006 года, Санкт-Петербург)

Борисова Е.И.

Готовится Федеральный закон "О меценатстве и меценатской деятельности в Российской Федерации"?

Из практики прошлого и настоящего известно, что для сохранения и развития национального, культурного достояния страны государственной поддержки не достаточно. В России на протяжении всей ее истории существовал в различных формах институт негосударственной поддержки социально-значимых сфер общественных отношений. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к переходу от государственного к смешанному, многоканальному финансированию указанных сфер, которое предполагает сочетание государственных субсидий, оказание поддержки частного сектора и доход, получаемый в результате собственной деятельности субъекта. Одной из форм оказания негосударственной поддержки социально-значимым сферам общества является меценатская деятельность. Комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации регулирующего общественные отношения, связанные с реализацией права на меценатскую деятельность еще в середине 90-х годов, выявил значительные пробелы, восстановление которых предполагало принятие срочных мер.

Первый законопроект о меценатстве появился в конце 1997 года. Работа над ним объединила депутатов всех крупных фракций Государственной Думы, среди которых известные имена - Галина Волчек, Сергей Говорухин, Николай Губенко, Михаил Сеславинский и др. Перед разработчиками стояла благородная цель - с помощью ФЗ "О меценатах и меценатстве" ( его первое название) создать условия для привлечения частных инвестиций в сферу культуры и искусства. Необходимо было установить правовые механизмы, стимулирующие людей со средствами вкладывать их в национальное культурное достояние, регулировать отношения сторон в интересах общественного благосостояния. Но первая попытка решить эти проблемы законодательным путем провалилась.

Среди причин, по которым законопроект был обречен на неудачу наиболее важными считаются: - терминологическая неточность как самое слабое место проекта
- невозможность установить в законе о меценатстве налоговые и таможенные льготы, так как по действующему законодательству их возможно вводить только соответственно через налоговое и таможенное законодательство
- неотработанность правового механизма контроля за дарителями и получателями помощи и полного исключения возможности сговора между ними.

Из-за этих веских аргументов первый законопроект был отклонен. Невзирая на первую неудачную попытку, постоянно возникающие на практике проблемы с которыми сталкиваются как меценаты, так и одариваемые подталкивали общественную мысль к возвращению идеи закона о меценатах.

Для меценатов актуальными остаются следующие проблемы

  1. Неупорядоченные отношения с государством и субъектами региональной власти из-за отсутствия закона
  2. Использование пожертвованных средств не по назначению, в том числе - использование средств в корыстных целях частными лицами.
  3. Отсутствие государственных гарантий безопасности данной деятельности, отсутствие государственной защиты меценатов
  4. Отсутствие льгот для лиц, занимающихся меценатством
  5. Отсутствие систематизированной информации по всем без исключения вопросам, касающимся меценатской деятельности.
  6. Не информированность населения о состоянии дел в меценатстве и о меценатах.
  7. Отсутствие программы развития меценатства в России

Для даропринимателей:

  1. Полное отсутствие достоверной информации о меценатах и меценатской деятельности в России.
  2. Отсутствие органов, располагающих информацией о меценатстве и, как следствие - незнание, куда обращаться в случае необходимости
  3. Отсутствие общественных организаций, серьезно и компетентно занимающихся вопросами меценатства.

В связи с этими причинами на прошедшем 16 декабря 2004 года заседании Правительства РФ среди основных направлений государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций - шести приоритетов политики до 2010 года: пятым пунктом значится: "Совершенствование нормативной правовой базы, в том числе разработка ФЗ " О меценатах и меценатской деятельности" (название законопроекта было уточнено, по сравнению с первым вариантом). Это решение послужило толчком к тому, чтобы к осени 2005 года окончательно сформировались идеи относительно легализации понятия "меценатство".

Мнения экспертов разделились. Одни считали, что как можно быстрее необходимо принять закон, концепция которого была разработана МК и массовых коммуникаций РФ. Другие утверждали, что можно ограничиться поправками к действующему федеральному закону " О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", третьи предлагали добиться внесения поправок во вторую часть налогового кодекса РФ, чтобы исключить двойное налогообложение.

10-11 ноября 2005 года прошла Вторая всероссийская конференция "Сохранение исторического и культурного наследия", в ходе которой обсуждался закон о меценатах и меценатской деятельности. В ее резолюции было записано: "Просить Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственную Думу и Федеральное Собрание РФ учесть при разработке проекта Федерального закона "О меценатах и меценатской деятельности в Российской Федерации", а так же при приведении в соответствие с ним нормативно-правовых, подзаконных актов законодательное закрепление системы стимулирования и поощрений меценатской деятельности, систему и механизмы предоставления экономических и иных льгот меценатам".

В новой Концепции закона, разработанной МК и массовых коммуникаций, определены основные идеи и цели законопроекта, предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, сфера действия закона и его место в системе действующего законодательства. Однако, эксперты отмечают ряд недостатков этого законопроекта, а именно: требуется строгое и выверенное обоснование его положений, в частности, разделить понятия благотворительность и меценатство, тщательно проработать вопрос о льготах, предоставляемых меценатам, заложить основы этики меценатства.По прежнему остается открытым вопрос о государственном нематериальном поощрении меценатов - должно ли поощрение носить публичный характер или стоит предусмотреть право мецената на анонимность в своей деятельности.

Заметим, что наряду с законопроектом МК и массовых коммуникации РФ существует альтернативный проект, разработанный некоммерческим партнерством "СЕЗАР" ( Северо-западная ассоциация реставраторов). В альтернативном варианте проекта предлагается создать федеральную комиссию как орган, который будет выполнять ряд функций, а именно: предлагать перечень объектов, остро нуждающихся в меценатской поддержке, присваивать статус мецената дающего право на льготы, осуществляя государственный контроль. Однако по мнению большинства специалистов, создание новых государственных структур в меценатской деятельности чревато разрастанием бюрократии и коррупции.

Многострадальный законопроект, разработанный в соответствии с концепцией МК и массовых коммуникаций РФ, стоял в планах на первый квартал 2006 года для обсуждения депутатами Государственной Думы. Какова будет его дальнейшая судьба - покажет время.