Международная научно-практическая конференция
"Инвестиции в библиотечном деле: опыт, проблемы, перспективы"
(17-19 октября 2006 года, Санкт-Петербург)
Готовится Федеральный закон "О меценатстве и меценатской деятельности в Российской Федерации"?
Из практики прошлого и настоящего известно, что для сохранения и развития национального, культурного достояния страны государственной поддержки не достаточно. В России на протяжении всей ее истории существовал в различных формах институт негосударственной поддержки социально-значимых сфер общественных отношений. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к переходу от государственного к смешанному, многоканальному финансированию указанных сфер, которое предполагает сочетание государственных субсидий, оказание поддержки частного сектора и доход, получаемый в результате собственной деятельности субъекта. Одной из форм оказания негосударственной поддержки социально-значимым сферам общества является меценатская деятельность. Комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации регулирующего общественные отношения, связанные с реализацией права на меценатскую деятельность еще в середине 90-х годов, выявил значительные пробелы, восстановление которых предполагало принятие срочных мер.
Первый законопроект о меценатстве появился в конце 1997 года. Работа над ним объединила депутатов всех крупных фракций Государственной Думы, среди которых известные имена - Галина Волчек, Сергей Говорухин, Николай Губенко, Михаил Сеславинский и др. Перед разработчиками стояла благородная цель - с помощью ФЗ "О меценатах и меценатстве" ( его первое название) создать условия для привлечения частных инвестиций в сферу культуры и искусства. Необходимо было установить правовые механизмы, стимулирующие людей со средствами вкладывать их в национальное культурное достояние, регулировать отношения сторон в интересах общественного благосостояния. Но первая попытка решить эти проблемы законодательным путем провалилась.
Среди причин, по которым законопроект был обречен на неудачу наиболее важными считаются:
- терминологическая неточность как самое слабое место проекта
- невозможность установить в законе о меценатстве налоговые и таможенные льготы, так как по действующему законодательству их возможно вводить только соответственно через налоговое и таможенное законодательство
- неотработанность правового механизма контроля за дарителями и получателями помощи и полного исключения возможности сговора между ними.
Из-за этих веских аргументов первый законопроект был отклонен. Невзирая на первую неудачную попытку, постоянно возникающие на практике проблемы с которыми сталкиваются как меценаты, так и одариваемые подталкивали общественную мысль к возвращению идеи закона о меценатах.
Для меценатов актуальными остаются следующие проблемы
- Неупорядоченные отношения с государством и субъектами региональной власти из-за отсутствия закона
- Использование пожертвованных средств не по назначению, в том числе - использование средств в корыстных целях частными лицами.
- Отсутствие государственных гарантий безопасности данной деятельности, отсутствие государственной защиты меценатов
- Отсутствие льгот для лиц, занимающихся меценатством
- Отсутствие систематизированной информации по всем без исключения вопросам, касающимся меценатской деятельности.
- Не информированность населения о состоянии дел в меценатстве и о меценатах.
- Отсутствие программы развития меценатства в России
Для даропринимателей:
- Полное отсутствие достоверной информации о меценатах и меценатской деятельности в России.
- Отсутствие органов, располагающих информацией о меценатстве и, как следствие - незнание, куда обращаться в случае необходимости
- Отсутствие общественных организаций, серьезно и компетентно занимающихся вопросами меценатства.
В связи с этими причинами на прошедшем 16 декабря 2004 года заседании Правительства РФ среди основных направлений государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций - шести приоритетов политики до 2010 года: пятым пунктом значится: "Совершенствование нормативной правовой базы, в том числе разработка ФЗ " О меценатах и меценатской деятельности" (название законопроекта было уточнено, по сравнению с первым вариантом). Это решение послужило толчком к тому, чтобы к осени 2005 года окончательно сформировались идеи относительно легализации понятия "меценатство".
Мнения экспертов разделились. Одни считали, что как можно быстрее необходимо принять закон, концепция которого была разработана МК и массовых коммуникаций РФ. Другие утверждали, что можно ограничиться поправками к действующему федеральному закону " О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", третьи предлагали добиться внесения поправок во вторую часть налогового кодекса РФ, чтобы исключить двойное налогообложение.
10-11 ноября 2005 года прошла Вторая всероссийская конференция "Сохранение исторического и культурного наследия", в ходе которой обсуждался закон о меценатах и меценатской деятельности. В ее резолюции было записано: "Просить Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственную Думу и Федеральное Собрание РФ учесть при разработке проекта Федерального закона "О меценатах и меценатской деятельности в Российской Федерации", а так же при приведении в соответствие с ним нормативно-правовых, подзаконных актов законодательное закрепление системы стимулирования и поощрений меценатской деятельности, систему и механизмы предоставления экономических и иных льгот меценатам".
В новой Концепции закона, разработанной МК и массовых коммуникаций, определены основные идеи и цели законопроекта, предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, сфера действия закона и его место в системе действующего законодательства. Однако, эксперты отмечают ряд недостатков этого законопроекта, а именно: требуется строгое и выверенное обоснование его положений, в частности, разделить понятия благотворительность и меценатство, тщательно проработать вопрос о льготах, предоставляемых меценатам, заложить основы этики меценатства.По прежнему остается открытым вопрос о государственном нематериальном поощрении меценатов - должно ли поощрение носить публичный характер или стоит предусмотреть право мецената на анонимность в своей деятельности.
Заметим, что наряду с законопроектом МК и массовых коммуникации РФ существует альтернативный проект, разработанный некоммерческим партнерством "СЕЗАР" ( Северо-западная ассоциация реставраторов). В альтернативном варианте проекта предлагается создать федеральную комиссию как орган, который будет выполнять ряд функций, а именно: предлагать перечень объектов, остро нуждающихся в меценатской поддержке, присваивать статус мецената дающего право на льготы, осуществляя государственный контроль. Однако по мнению большинства специалистов, создание новых государственных структур в меценатской деятельности чревато разрастанием бюрократии и коррупции.
Многострадальный законопроект, разработанный в соответствии с концепцией МК и массовых коммуникаций РФ, стоял в планах на первый квартал 2006 года для обсуждения депутатами Государственной Думы. Какова будет его дальнейшая судьба - покажет время.