Российская национальная библиотека

Международная научно-практическая конференция "Инвестиции в библиотечном деле: опыт, проблемы, перспективы"
(17-19 октября 2006 года, Санкт-Петербург)

Ивлиева Т.Н.
заместитель генерального директора РНБ
Смолина Е.В.
заведующая НИОБ РНБ

Государственное инвестирование в социокультурную сферу

Таблица 1. Сравнительная характеристика экономических благ

Экономические блага

Общественные блага
(государственный сектор)
Государственные предприятия

Частные блага
(рыночный сектор)
Частные предприятия

Цель (она же критерий эффективности) - удовлетворение общественной потребности

Цель (она же критерий эффективности) -  извлечение прибыли

Решения о производстве и распределении принимаются в основном политическими средствами

Решения о производстве принимаются с помощью рыночного механизма

Наделяются капиталом одним собственником – государством.

Инвестиции осуществляются из бюджета.

Конкурирует на рынке инвестиций и капитала

Унитарное предприятие производит продукцию по госзаказу

Частное - производит продукцию для рынка

Затраты (издержки) на воспроизводство общественных благ формируются в результате политических решений или на основе социальных нормативов;

Издержки воспроизводства частных благ формируются под воздействием конкуренции

Стоимость оценивается с помощью потребительной стоимости

Стоимость оценивается с помощью рыночного механизма ценообразования

Высокая капиталоемкость, длительные (исторические) сроки окупаемости, значительные эксплутационные расходы

Средняя и низкая капиталоемкость, реальные сроки окупаемости, минимизация эксплутационных расходов

Трудно измерить количество и качество, конечный результат

Легко измерить количество и качество, конечный результат

Потребляются совместно и одновременно многими людьми

Могут потребляться только индивидуально

Отсутствует индивидуальный выбор в отношении потребления

Существует индивидуальный выбор в отношении потребления

Обычно отсутствует индивидуальный выбор в отношении вида и качества благ

Обычно существует индивидуальный выбор в отношении вида и качества услуг

Производство благ не связана прямо со спросом

Производство благ тесно связана со спросом

Таблица 2. Структура государственных расходов в 2003 году по функциям
(в процентах от общих расходов) (8,с.117).

 

Канада

Франция

Германия

Италия

Швеция

Великобритания

США

Традиционные функции

29,7

8,7

11,9

12,7

25,0

12,5

23,5

Общегосударственные вопросы

20,9

1,8

7,9

5,7

16,1

н.д.

3,0

Оборона

5,8

5,2

3,6

2,6

5,7

7,4

19,1

Внутренняя безопасность

3,0

1,7

0,4

4,4

3,2

5,1

1,4

Современные функции

54,2

72,9

75,5

65,1

57,9

74,1

60,2

ЖКХ

1,3

1,0

0,9

1,7

0,6

1,3

2,0

Здравоохранение

2,7

16,9

19,3

12,7

2,9

16,4

23,4

Культура

1,5

0,7

0,1

2,0

0,8

1,4

0,2

Образование

2,1

10,0

0,4

10,5

6,4

12,5

2,6

Социальное обеспечение

46,6

44,3

54,8

38,2

47,2

42,5

32,0

Экономика

6,6

10,2

6,8

7,4

9,9

н.д.

н.д.

Экономические вопросы

6,0

10,0

6,7

5,7

9,4

6,9

7,0

Защита окружающей среды

0,6

0,2

0,1

1,7

0,5

н.д.

н.д.

Процентные платежи

9,4

5,9

5,8

13,9

7,4

н.д.

9,2

Таблица № 3. Структура государственных расходов в 2003 году по функциям
(в процентах ВВП) (8,с.119)

 

Канада

Франция

Германия

Италия

Япония

Норвегия

Швеция

Великобритания

США

Традиционные функции

5,0

7,4

5,9

6,9

4,5

6,6

9,2

6,8

8,3

Общегосударственные вопросы

2,0

4,0

3,1

3,6

2,1

3,5

5,6

2,21

2,2

Оборона

1,1

2,4

1,2

1,3

1,0

2,0

2,2

2,5

4,0

Внутренняя безопасность

1,9

1,0

1,6

2,0

1,4

1,1

1,4

2,1

2,1

Современные функции

27,1

36,8

35,2

31,5

23,5

33,4

40,0

28,1

21,6

ЖКХ

0,8

1,0

1,2

0,7

0,8

0,4

1,0

0,5

0,7

Здравоохранение

7,4

8,4

6,5

6,5

6,7

7,8

6,8

6,4

7,2

Культура

1,0

0,8

0,7

0,9

0,2

1,1

1,1

0,5

0,3

Образование

5,6

6,0

4,1

5,0

4,1

6,2

7,3

5,0

6,2

Социальное обеспечение

12,3

20,6

22,7

18,4

11,7

17,9

23,8

15,7

7,2

Экономика

4,2

6

4,5

4,6

6,1

5,4

4,8

3,0

н.д.

Экономические вопросы

3,6

4,8

3,9

3,8

4,5

4,8

4,5

2,4

3,7

Защита окружающей среды

0,6

1,2

0,6

0.8

1,6

0,6

0,3

0,6

н.д.

Процентные платежи

3,9

3,2

3,1

5,3

2,6

1,9

3,2

2,0

2,7

Таблица № 4. Структура государственных расходов с разбивкой по функциям в % от ВВП, 1990-2002 гг. (среднеарифметические показатели 111 стран)
(*Сведения по России – данные проекта бюджета на 2006 год)

 

Традиционные функции государства

Общее админист.
управление,
полиция

Оборона

Современные функции
государства

Образование

Здравоохранение спорт

Другие социальные услуги

Экономические услуги

Россия *

7,6

4,9

2,7

3,9

0,8

0,6

0,9

1,4

Развитые страны -21

3,9

2,1

1,8

25,0

2,9

3,8

14,9

3,5

Страны с переходн. экономикой-19

3,8

1,9

1,9

22,1

2,5

3,1

12,4

4,1

Развивающиеся страны-71

6,1

3,4

2,7

14,5

4,1

2,0

3,9

4,5

Африка-21

6,2

3,9

2,4

14,3

4,6

1,8

3,2

4,8

Азия-28

7,7

3,5

4,3

15,1

4,1

1,8

3,8

5,3

Латинская Америка-22

3,9

2,8

1,1

13,9

3,6

2,3

4,7

3,3

Таблица № 5. Структура государственных расходов с разбивкой по функциям в процентах от общего объема расходов, 1990-2002 гг. (среднеарифметические показатели 120 стран)
(*Сведения по России – данные проекта бюджета на 2006 год)

 

Традиционные функции государства

Общее админист.
управление,
полиция

Оборона

Современные функции
государства

Образование

Здравоохранение спорт

Другие социальные услуги

Экономические услуги

Россия *

43,4

15,2

15,6

17,3

4,8

3,4

4,9

н.д.

Развитые страны -21

11,2

5,8

5,3

70,3

7,8

10,9

42,0

9,9

Страны с переходн. экономикой-23

14,1

6,9

7,2

65,0

7,2

8,0

36,4

13,5

Развивающиеся страны-76

24,4

13,7

10,6

56,4

15,9

7,6

143,5

18,6

Африка-22

25,7

15,4

10,3

50,1

16,1

6,1

10,1

18,1

Азия-30

27,5

12,8

14,7

54,9

15,1

6,3

12,3

21,3

Латинская Америка-24

19,2

13,3

5,9

64,1

16,7

10,6

21,3

15,7