Международная научно-практическая конференция
"Инвестиции в библиотечном деле: опыт, проблемы, перспективы"
(17-19 октября 2006 года, Санкт-Петербург)
заместитель генерального директора РНБ
Смолина Е.В.
заведующая НИОБ РНБ
Государственное инвестирование в социокультурную сферу
Таблица 1. Сравнительная характеристика экономических благ
Экономические блага |
|
Общественные блага
|
Частные блага
|
Цель (она же критерий эффективности) - удовлетворение общественной потребности |
Цель (она же критерий эффективности) - извлечение прибыли |
Решения о производстве и распределении принимаются в основном политическими средствами |
Решения о производстве принимаются с помощью рыночного механизма |
Наделяются капиталом одним собственником – государством. Инвестиции осуществляются из бюджета. |
Конкурирует на рынке инвестиций и капитала |
Унитарное предприятие производит продукцию по госзаказу |
Частное - производит продукцию для рынка |
Затраты (издержки) на воспроизводство общественных благ формируются в результате политических решений или на основе социальных нормативов; |
Издержки воспроизводства частных благ формируются под воздействием конкуренции |
Стоимость оценивается с помощью потребительной стоимости |
Стоимость оценивается с помощью рыночного механизма ценообразования |
Высокая капиталоемкость, длительные (исторические) сроки окупаемости, значительные эксплутационные расходы |
Средняя и низкая капиталоемкость, реальные сроки окупаемости, минимизация эксплутационных расходов |
Трудно измерить количество и качество, конечный результат |
Легко измерить количество и качество, конечный результат |
Потребляются совместно и одновременно многими людьми |
Могут потребляться только индивидуально |
Отсутствует индивидуальный выбор в отношении потребления |
Существует индивидуальный выбор в отношении потребления |
Обычно отсутствует индивидуальный выбор в отношении вида и качества благ |
Обычно существует индивидуальный выбор в отношении вида и качества услуг |
Производство благ не связана прямо со спросом |
Производство благ тесно связана со спросом |
Таблица 2. Структура государственных расходов в 2003 году по функциям
(в процентах от общих расходов) (8,с.117).
|
Канада |
Франция |
Германия |
Италия |
Швеция |
Великобритания |
США |
Традиционные функции |
29,7 |
8,7 |
11,9 |
12,7 |
25,0 |
12,5 |
23,5 |
Общегосударственные вопросы |
20,9 |
1,8 |
7,9 |
5,7 |
16,1 |
н.д. |
3,0 |
Оборона |
5,8 |
5,2 |
3,6 |
2,6 |
5,7 |
7,4 |
19,1 |
Внутренняя безопасность |
3,0 |
1,7 |
0,4 |
4,4 |
3,2 |
5,1 |
1,4 |
Современные функции |
54,2 |
72,9 |
75,5 |
65,1 |
57,9 |
74,1 |
60,2 |
ЖКХ |
1,3 |
1,0 |
0,9 |
1,7 |
0,6 |
1,3 |
2,0 |
Здравоохранение |
2,7 |
16,9 |
19,3 |
12,7 |
2,9 |
16,4 |
23,4 |
Культура |
1,5 |
0,7 |
0,1 |
2,0 |
0,8 |
1,4 |
0,2 |
Образование |
2,1 |
10,0 |
0,4 |
10,5 |
6,4 |
12,5 |
2,6 |
Социальное обеспечение |
46,6 |
44,3 |
54,8 |
38,2 |
47,2 |
42,5 |
32,0 |
Экономика |
6,6 |
10,2 |
6,8 |
7,4 |
9,9 |
н.д. |
н.д. |
Экономические вопросы |
6,0 |
10,0 |
6,7 |
5,7 |
9,4 |
6,9 |
7,0 |
Защита окружающей среды |
0,6 |
0,2 |
0,1 |
1,7 |
0,5 |
н.д. |
н.д. |
Процентные платежи |
9,4 |
5,9 |
5,8 |
13,9 |
7,4 |
н.д. |
9,2 |
Таблица № 3. Структура государственных расходов в 2003 году по функциям
(в процентах ВВП) (8,с.119)
|
Канада |
Франция |
Германия |
Италия |
Япония |
Норвегия |
Швеция |
Великобритания |
США |
Традиционные функции |
5,0 |
7,4 |
5,9 |
6,9 |
4,5 |
6,6 |
9,2 |
6,8 |
8,3 |
Общегосударственные вопросы |
2,0 |
4,0 |
3,1 |
3,6 |
2,1 |
3,5 |
5,6 |
2,21 |
2,2 |
Оборона |
1,1 |
2,4 |
1,2 |
1,3 |
1,0 |
2,0 |
2,2 |
2,5 |
4,0 |
Внутренняя безопасность |
1,9 |
1,0 |
1,6 |
2,0 |
1,4 |
1,1 |
1,4 |
2,1 |
2,1 |
Современные функции |
27,1 |
36,8 |
35,2 |
31,5 |
23,5 |
33,4 |
40,0 |
28,1 |
21,6 |
ЖКХ |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
0,7 |
0,8 |
0,4 |
1,0 |
0,5 |
0,7 |
Здравоохранение |
7,4 |
8,4 |
6,5 |
6,5 |
6,7 |
7,8 |
6,8 |
6,4 |
7,2 |
Культура |
1,0 |
0,8 |
0,7 |
0,9 |
0,2 |
1,1 |
1,1 |
0,5 |
0,3 |
Образование |
5,6 |
6,0 |
4,1 |
5,0 |
4,1 |
6,2 |
7,3 |
5,0 |
6,2 |
Социальное обеспечение |
12,3 |
20,6 |
22,7 |
18,4 |
11,7 |
17,9 |
23,8 |
15,7 |
7,2 |
Экономика |
4,2 |
6 |
4,5 |
4,6 |
6,1 |
5,4 |
4,8 |
3,0 |
н.д. |
Экономические вопросы |
3,6 |
4,8 |
3,9 |
3,8 |
4,5 |
4,8 |
4,5 |
2,4 |
3,7 |
Защита окружающей среды |
0,6 |
1,2 |
0,6 |
0.8 |
1,6 |
0,6 |
0,3 |
0,6 |
н.д. |
Процентные платежи |
3,9 |
3,2 |
3,1 |
5,3 |
2,6 |
1,9 |
3,2 |
2,0 |
2,7 |
Таблица № 4. Структура государственных расходов с разбивкой по функциям в % от ВВП, 1990-2002 гг. (среднеарифметические показатели 111 стран)
(*Сведения по России – данные проекта бюджета на 2006 год)
|
Традиционные функции государства |
Общее админист.
|
Оборона |
Современные функции
|
Образование |
Здравоохранение спорт |
Другие социальные услуги |
Экономические услуги |
Россия * |
7,6 |
4,9 |
2,7 |
3,9 |
0,8 |
0,6 |
0,9 |
1,4 |
|
|
|
||||||
Развитые страны -21 |
3,9 |
2,1 |
1,8 |
25,0 |
2,9 |
3,8 |
14,9 |
3,5 |
Страны с переходн. экономикой-19 |
3,8 |
1,9 |
1,9 |
22,1 |
2,5 |
3,1 |
12,4 |
4,1 |
Развивающиеся страны-71 |
6,1 |
3,4 |
2,7 |
14,5 |
4,1 |
2,0 |
3,9 |
4,5 |
Африка-21 |
6,2 |
3,9 |
2,4 |
14,3 |
4,6 |
1,8 |
3,2 |
4,8 |
Азия-28 |
7,7 |
3,5 |
4,3 |
15,1 |
4,1 |
1,8 |
3,8 |
5,3 |
Латинская Америка-22 |
3,9 |
2,8 |
1,1 |
13,9 |
3,6 |
2,3 |
4,7 |
3,3 |
Таблица № 5. Структура государственных расходов с разбивкой по функциям в процентах от общего объема расходов, 1990-2002 гг. (среднеарифметические показатели 120 стран)
(*Сведения по России – данные проекта бюджета на 2006 год)
|
Традиционные функции государства |
Общее админист.
|
Оборона |
Современные функции
|
Образование |
Здравоохранение спорт |
Другие социальные услуги |
Экономические услуги |
Россия * |
43,4 |
15,2 |
15,6 |
17,3 |
4,8 |
3,4 |
4,9 |
н.д. |
|
||||||||
Развитые страны -21 |
11,2 |
5,8 |
5,3 |
70,3 |
7,8 |
10,9 |
42,0 |
9,9 |
Страны с переходн. экономикой-23 |
14,1 |
6,9 |
7,2 |
65,0 |
7,2 |
8,0 |
36,4 |
13,5 |
Развивающиеся страны-76 |
24,4 |
13,7 |
10,6 |
56,4 |
15,9 |
7,6 |
143,5 |
18,6 |
Африка-22 |
25,7 |
15,4 |
10,3 |
50,1 |
16,1 |
6,1 |
10,1 |
18,1 |
Азия-30 |
27,5 |
12,8 |
14,7 |
54,9 |
15,1 |
6,3 |
12,3 |
21,3 |
Латинская Америка-24 |
19,2 |
13,3 |
5,9 |
64,1 |
16,7 |
10,6 |
21,3 |
15,7 |