Литературно-музыкальный вечер, посвященный Ивану Аксакову

8 февраля 2016 г. в конференц-зале Главного здания РНБ прошел литературно-музыкальный вечер, посвященный Ивану Сергеевичу Аксакову. Вечер, организованный сектором книговедения Отдела редких книг совместно с сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена и ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, был приурочен к 130-летию кончины этого выдающего деятеля славянофильства, поэта, публициста и к 120-летию со дня издания Публичной библиотекой его переписки. Творчество и общественную деятельность Ивана Аксакова представили слушателям специалисты РНБ, РГПУ им. А. И. Герцена и ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. Однако существуют особые обстоятельства для того, чтобы вечер этот состоялся именно в Российской национальной библиотеке и именно в здании на Садовой, 18. Об этом и рассказал гостям кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора книговедения ОРК РНБ Д. А. Бадалян.

После смерти И. С. Аксакова 27 января (по новому стилю – 8 февраля) 1886 года наследницей его авторских прав и богатейшего архива стала вдова Анна Федоровна, старшая дочь Ф. И. Тютчева. Ее стараниями за кроткий срок вышли в свет 7 томов Собрания сочинений, включающего публицистику Аксакова, а также отдельные издания его стихов и «Биографии Ф. И. Тютчева». Последний год жизни А. Ф. Аксакова занималась изданием писем мужа, два тома которых вышли в 1888 году. Работу над третьим томом прервала ее кончина. Этот том был завершен и издан в 1892 году племянницей писателя О. Г. Аксаковой. В ходе работы она пользовалась советами директора Императорской Публичной библиотеки академика А. Ф. Бычкова. Тираж этой книги был приобретен у издательницы Публичной библиотекой, которая к тому времени получила права на все произведения Аксакова.

Эти права, а также значительную часть архива библиотеке передала в 1892 году сестра А. Ф. Аксаковой камер-фрейлина Д. Ф. Тютчева, которая решением Московской судебной палаты была признана наследницей архива и литературных произведений Аксакова. В 1896 году под руководством А. Ф. Бычкова библиотека подготовила и выпустила в свет четвертый том издания «И. С. Аксаков в его письмах». Под предисловием к нему была указана дата: «27 января 1896 года». Наконец, в 1899 и 1903 годах библиотека переиздала третий и четвертый тома Собрания сочинений Аксакова. И здесь, в Отделе рукописей, поныне хранится часть его архива. Главным образом – переписка Аксакова и документы, связанные с деятельность Московского Славянского благотворительного общества, которым он руководил.

Однако есть и еще одно обстоятельство, связывающее воспоминания об Аксакове с нашей библиотекой... В 1860-е годы Аксаков являлся редактором и издателем газеты «День», а затем – редактором газеты «Москва». Делами их петербургской конторы занимался книготорговец и издатель Д. Е. Кожанчиков, магазин которого находился на Невском проспекте, напротив библиотеки. Тем не менее, почти ежедневно Кожанчиков проводил часть времени в доме Балабина возле библиотеки. Здесь был устроен трактир, в котором он любил встречаться и обсуждать дела с приятелями и знакомыми. Именно благодаря Кожанчикову этот трактир превратился в своего рода клуб для общения литераторов и ученых, а располагался он на первом этаже здания, современный адрес которого: Садовая, 18, то есть там, где и проходил вечер. И сюда, как полагает Д. А. Бадалян, бывая в Петербурге, наверняка, приходил к Кожанчикову Аксаков.

О двух периодах поэтического творчества Ивана Сергеевича рассказала доктор филологических наук, заведующая кафедрой русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена Е. И. Анненкова. Первый, связанный с 1840–1850-ми годами, включает десятки произведений, наполненных размышлениями над призванием человека и его отношениями с обществом. Следующие почти 20 лет своей жизни Аксаков был целиком захвачен журналистикой и общественной деятельностью и, казалось бы, забыл о поэтическом творчестве… В 1878 г. за протест против унизительного для России Берлинского договора он по воле императора был выслан из Москвы. Оказавшись среди умиротворяющей природы Владимирского края в имении своей свояченицы, Аксаков неожиданно для себя вернулся к стихам и создал удивительный лирический цикл, последний в своей жизни.

Вслед за рассказом Е. И. Анненковой гости услышали стихи Аксакова в исполнении артиста Государственного академического театра комедии им. Н. П. Акимова Алексея Макрецкого.

Иная сторона аксаковского творчества – публицистика, яркая, бескомпромиссная, воплощающая его представления об общественном служении и едва ли не постоянно сопровождавшаяся цензурными конфликтами. К примеру, лишь выходившая около полутора лет под редакторством Аксакова газета «Москва» получила 9 предостережений цензуры и трижды была приостановлена. Об этом рассказал гостям Д. А. Бадалян. Наконец, Е. И. Анненкова напомнила слушателям, что Аксаков вошел в историю русской литературы и как автор «Биографии Ф. И. Тютчева», ставшей для XIX столетия образцом этого жанра.

Продолжая традицию, заложенную Публичной библиотекой в 1890-е годы, сотрудники РНБ, Пушкинского Дома и Государственного исторического музея продолжают деятельность по подготовке к изданию нового собрания писем Аксакова. Сегодня уже не подлежит сомнению, что они являются не только памятником литературы эпистолярного жанра, но и весьма ценным историческим источником. Работа над ними в течение трех лет была поддержана грантом РГНФ, ее результатом должен стать том двусторонней переписки Аксакова с общественными и государственными деятелями, выход в свет которого ожидается в этом году. Одновременно ведется работа над 12-томным Собранием сочинений Аксакова. Первый его том, включающий публицистические произведения, речи по славянскому вопросу и состоящий из двух увесистых книг, увидел свет в 2015 г. Их представил собравшимся составитель и редактор издания, кандидат филологических наук, заведующий Центром по изучению традиционалистских направлений в русской литературе Нового времени ИРЛИ РАН А. П. Дмитриев.

Во второй и, быть может, самой яркой части этого вечера прозвучали вокальные произведения на стихи Аксакова. В великолепном исполнении лауреата международных конкурсов Лейлы Эйвазовой собравшиеся услышали романсы композиторов А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, М. А. Балакирева, С. И. Танеева и Е. М. Ранушевич. Судя по реакции слушателей самым глубоким и проникновенным из них оказался романс Гурилева «Кто слезы льет простерши руки?».

Историю создания этих музыкальных произведений гости вечера узнали из уст педагога школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича Е. Г. Бабчёнковой. Она же впервые рассказал о недавно открытых обстоятельствах появления на свет детской песенки «Мой Лизочек», музыку которой написал в 1880 г. П. И. Чайковский. Давно известны юношеские стихи Константна Аксакова «Мой Марихен так уж мал…». Однако о том как «Марихен» превратился в песенке Чайковского в «Лизочка» по сей день высказывались лишь фантастические версии, приписывающие это воле композитора. Как поведала собравшимся Е. Г. Бабчёнкова, И. С. Аксаков в одном из поныне неопубликованных писем рассказывает сестре, что эти стихи брата он передал для первой публикации в журнал «Детский отдых», перед тем исправив в них имя. Чайковский же увидев их у издателя еще до публикации, пришел в восторг и тут же написал на них музыку.

Естественным продолжением этой истории стало исполнение песни «Мой Лизочек» детским вокальным ансамблем школы № 235 им. Д. Д. Шостаковича под управлением О. В. Колодкиной. Сама ли песня или маленькие исполнители вызвали у слушателей особенно теплые эмоции и улыбки. В музыкальной части вечера участвовали также концертмейстеры Т. В. Жерихина и А. П. Гайдарла.

В заключение вечера его организаторы высказали надежду, что презентация новых, посвященных Аксакову изданий и исследований его творчества и деятельности состоится в библиотеке осенью 2016 г. в ходе конференции «Судьба наследия Ивана Аксакова», организуемая библиотекой совместно с сотрудниками ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.