- Мавлид
- — праздник по случаю рождения пророка Мухаммеда, отмечаемый 12 числа 3 мес. мускльманского лунного календаря. Поскольку точно дата раждения Мухаммеда не известна, М. был приурочен ко дню его смерти.
Э38-52 86.38-5
- Мавлюд
- см. Мавлид
- Магди
- см. Махди
- Магия
- — чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на природу, людей, животных, богов. Белая М. -колдовство с помощью божественных сил; черная М. - колдовство с помощью дьявола.
Э240.03 86.24
- Магомет
- см. Мухаммед
- Магометанство
- см. Ислам
- Маздеизм
- — религия населения Др.Ирана (Мидийского гос-ва, 9-6 вв. до н.э., позднее гос-ва Ахеменидов, 6-4 вв. до н.э.), сосуществовавшая с зороастризмом (см.) и в ряде теоретических и практических аспектов переплетавшаяся с ним. Священная книга М. и зороастризма - Авеста, особенно поздняя ее часть Младшая Авеста. Верховные божества М.: Ахурамазда - олицетворение добра, небесного свода, покровитель царской династии; форма его проявления - огонь, Анхра-Майнью - олицетворение зла. В отличие от зороастиза М. признавал и чтил племенных богов (дэвов).
Э321.362 86.321
- Мазхабы
- — суннические религиозно-правовые школы.
Э381-677.2 86.381-6
- Малахида
- см. Исмаилиты
- Мандеизм
- — религия, возникшая в начале н.э. в Месопотамии, М. представляет собой смешение взглядов некоторых гностических христианских сект с элементами иудаизма, зороастризма и вавилонской религии.
Э321.364 86.321
- Манихейство
- — религия, возникшая в 3 в. в Персии, М. быстро распространилось во многих странах - от Италии до Китая. Основателем считают полумифического проповедника Мани. М. представляло собой синтез зороастизма и христианства. Из христианства М.заимствовало идею мессианства: Мани считался посланником небесного мира света. Основой же М. являлся зороастрийский дуализм, признание двух субстанциальных начал бытия - противоборствующих царства света и царства тьмы. В первом господствует бог, во втором - дьявол. Борьба двух царств завершится катастрофой, в результате которой материя (тьма) погибнет, а дух станет свободным.
Э378.141.42 86.378.141
- Марк
- — один из 4-х евангелистов, спутник и участник апостольских трудов апостола Петра. Принадлежащее ему Евангелие (второе в Четвероевнгелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от ап. Петра, как своего учителя. В том виде, в каком оно дошло до нас Евангелие от М. оформилось не ранее сер. 2 в.
См. также Евангелисты
Э37-220.911.32 86.37-22
- Маронитская церковь
- см. Марониты
- Марониты
- — представители особой ветви католической церкви в Сирии и Ливане, которые некогда были монофелитами, но в 16 в. признали верховенство Ватикана. М. до сих пор сохраняют свою организационную и культово-догматическую самобытность (богослужение проводят на сирийском языке, отрицают целибат (см.)). Главой М. (после папы) является "патриарх Антиохии и всего Востока", резиденция которого находится около Бейрута.
См. также Монофелитство
Э377.33 86.377.3
- Масджид
- — то же, что мечеть
Э38-655 86.38-6
- Масджид аль-Харам
- — "Заповедная мечеть" - мечеть в Мекке, главная мусульманская святыня, является объектом паломничества. В центре двора этой мечети находится Кааба (см.) .
Э38-655 86.38-6
- Масонство, франкмасонство
- — религиозно-филосфское течение, возникшее в 18 в. Англии и выразившееся в создании тайных обществ (лож), члены которых провозгласили своей целью "объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности". Масонские ложи построены по образцу средневековых цеховых объединений каменщиков, у которых они заимствовали специфическую обрядность и сложную атрибутику. Почитая Бога как великого архитектора Вселенной, М. допускает исповедование любой религии.
Э391ю3 86.391.3
- Матфей
- — апостол и евангелист, автор первого канонического Евангелия. В число двенадцати апостолов он был призван с должности мытаря, т.е. сборщика пошлин. Сначала он носил имя Левия, но впоследствии постянно назывался М. После вознесения Христа он в течение 15 лет проповедывал иудеям в Иерусалиме, а затем отправился с проповедью к другим народам - к эфиопам, македонянам, персам. По преданию, он претерпел мученическую кончину. Память его чтится 16 ноября.
См. также Евангелисты
Э37-228.3 86.37-228
- Махабхарата
- — "Сказание о великой битве бхаратов" - древне-индийский эпос , сложившийся приблизительно в 6-2 вв. до н.э. Повествует о легендарной борьбе двух царских династий - Кауравов и Пандавов. Из М. позаимствованы все главные идеи индуизма. Помимо религиозно-идеалистических взглядов в М. широко представлены стихийно-материалистические, диалектические, дуалистические взгляды и концепции.
Э331-26 86.33-2
- Махаяна
- — наряду с хинаяной (см.) одно из двух основных направлений буддизма, т.н. северный буддизм. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства (парамиты), возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. Согласно М., мир совершенно иллюзорен, реальна только нирванна, отождествляемая с "высшим абсолютом". В М. значительное место занимает учение о рае, что значительно привлекательнее для рядового верующего, чем абстрактная, туманная нирвана. Все это способствовало распространению М. как во все Индии, так и за ее пределами. М. стала основой ряда школ и направлений более позднего буддизма, в т.ч. и ламаизма.
Э353 86.35
- Махди, магди
- — мусульманский Мессия, провозвестник близкого конца света.
Э382-422.322 88.38-4
- Махдизм
- — вера в пришествие махди.
Э388.24 86.388
- Медитация
- — внутренне сосредоточение сознания на определенной идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия.
Ю969.1 88.6
- Международное общество сознания Кришны
- — неоиндуистская секта, представляющая собой европеизированный вариант кришнаизма (см.). Основана в 1963 г. индийским религиозным деятелем Шри Шримад А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977). Вероучение М.о.с.К. содежит многие общеиндуистские положения, но имеет и свои особенности. Прежде всего секта придерживается монотеизма. Главное место в ее догматике занимает верховная личность бога Кришны, который проникает во все, но одновременно находится над всем, т.е. имеет как личностный, так и безличностный аспекты. Считается, что Вишну является воплощением Кришны, а не наоборот. Помимо Кришны почитаются его рдные и близкие. Призывая все религи и особенно христианство к единению вокруг Кришны, М.о.с.К. в то же время отрицает божественность Иисуса Христа, считая его лишь сыном Кришны. В секте очень высок авторитет гуру и особенно основателя общества. Члены секты - монахи живут в своеобразных коммунах - ашрамах, где они подчиняются дисциплине, разграничивающей их жизнь по минутам. В культовой практике особое место занимает поклонение статуе Кришны.
См. также Кришнаизм
Э331.8 86.33
- Мессианизм
- — учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца - мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок.
См. также Мессия
Э242.23 86.24
- Мессия
- — в некоторых религиях, гл.образом, в иудаизме и христианстве, ниспосланный Богом на землю спаситель, долженствующий навечно установить свое царство. В древности и средние века предводители народных движений иногда объявляли себя М.
См. также Махди, Магди
Э242.23 86.24
- Минеи-Четии, Четьи-Минеи
- — церковные сборники, содержащие жизнеописание святых в порядке празднования их памяти, богослужебные песни, поучения, каноны, молитвы на каждый день месяца и на всеь год на церковно-славянском языке, появившиеся в 12 в. Наиболее популярными стали М.ч. составленные Дмитрием Ростовским (ок. 1700 г.), и свод житий - Великие М.ч., составленные митрополитом Макарием (1482-1563).
Э372-507 86.372.5
- Мистика
- признание свехъестественной сущности явлений природы и общества, например, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы.
- истолкование различных открытий естествознания как доказательства существования таинственных сил.
- различные формы магии в быту (гадания, суеверные примеры и т.п.)
- — М. в узком смысле - вера в непосредственное сверхчувственное общение людей со сверхъестественным. Всякая М. религиозна, всякая религия мистична. М. восходит к первобытьной магии, астрологии и мантике древнего мира. В разных странах были тайные организации, в которые посвящали избранных в целях мистического единения с духами и богами.
Э247 86.247
- Монашество
- — первоначально, уединенная жизнь ревнителей той или иной религиозной веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и т.п.
Э264 86.264
- Монашество православное
- — появление монашества на Руси , по всей вероятности, относится ко времени принятия русскими христианства. Сохранилось предание об основании Спасского монастыря близ Вышгорода греческими монахами, пришедшими на Русь по время ее крещения. Особенно сильно М. начинает развиваться с 11 в., главным образом со времени основания в 1062 Киево-Печерского монастыря. Население монастырей распадается на два класса: на монашествующих, которые принимают монашеские обеты, теряют свое светское звание и составляют особое сословие, и на послушников и послушниц (бельцы, белицы), большей частью молодых, которые только готовятся к принятию иночества и в случае изменения своего намерения могут свободно покинуть монастырь. Все монастыри в России разделяются на общежительные и необщежительные, штатные и заштатные, В общежительных монастырях монахи все необходимое получают от монастыря, а свой труд в монастыре предоставляют в пользу монастыря; ни монахи, ни должностные лица не могут здесь ничем располагать на правах собстенности. Настоятели избираются самими монашествующими (имеющими полное монашеское посвящение). В монастырях необщежительных иноки имеют от монастыря только трапезу, а все остальное необходимое им приобретают сами на даваемое им жалованье, на доходы от богослужений и т.д. Настоятели в эти монастыри назначаются епархиальным архиереем, с утверждения Св.Синода. Штатными монастырями называются те, которые получают содержание в известных определенных пределах и имеют в своем составе число монашествующих, определенное по штату. Заштатными монастырями называются монастыри, не получающие жалованья и существующие на доходы, добываемые священнослужителями и трудами самих монахов.
Э372.24-64 86.372.24-6
- Монофелитство
- — христианское богословско-догматическое учение, возникшее в нач. 7 в. и утверждавшее, что Христос имел 2 разные сущности - божественную и человеческую, но единую волю. Учение М. было попыткой выработать компромисс между монофизитством (см.), гос. православной церковью и византийским правительством. М. было осуждено на VI вселенском соборе (680), провозгласившем, что богочеловек имеет 2 воли, причем его человеческая воля подчинена божественной. После этого собора влияние М. пошло на убыль. Из М. выделилась секта маронитов (см.), которая в 16 в. присоединилась к католицизму.
Э378.141.44 86.378.14
- Монофизитство
- — богословско-догматическое направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем его считают константинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу присуща одна природа - божественная, а не две божественная и человеческая, как утверждали представители офциальной ортодоксии. На халкидонском соборе (451) М. было осуждено как ересь, а его сторонники стали преследоваться как еретики.
Э373 86.373
- Мулла
- — служитель культа в исламе, обычно выбираемый мусульманами из своей среды.
Э38-6 86.38-6
- Мухаммед
- — арабский религиозный и политический деятель, основатель ислама и первой общины мусульман. По мусульманским представлениям, М. пророк и посланник Аллаха, через него людям был передан текст св. книги - Корана. Происходил из племени курайш (курайшиты), жил в Мекке, рано осиротел. С молодых лет участвовал в караванной торговле, вел дела богатой вдовы, на которой женился. М. был склонен к уединенным благочестивым размышлениям, был знаком с монтеистическими ученияями различных религий и сект. Около 610 г. М. стали являться сначала видения, а потом речения из вне, представлявшиеся ему прямой речью Аллаха. Позднее они были записаны и составили Коран. Вокруг М. собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретила его проповедь сначала насмешками, а затем открытой враждебностью. М. был вынужден искать помощь вне Мекки, ок. 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба. Сначала туда переселилось большинство меккан, сподвижников М., а затем в 622 г. и он сам. Город стал позднее называтся Мединой (Город пророка), а от первого дня года переселения мусульмане ведут свое летосчисление. В Медине М. стал во главе мусульманской общины, в которй люди объединились не по кровному родству, а по религиозному прзнаку. Мусульмане считали М. "посланником божьим", и он пользовался неограниченной властью среди верующих. В 630-631 г. мусульмане под руководством М. подчинили себе Мекку, а затем и значительную часть Аравии, где утвердился ислам. Гробница М. в Медине стала второй (после Каабы) святыней ислама.
Э38-34-028.1 86.38-3
© Российская национальная библиотека, 2001
|