- Евангелисты
- — так называются авторы четырех Евагелий - Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В древности это название было шире: оно прилагалось ко всем проповедникам Евангелия или слова Божия.
См. также Матфей, Марк, Лука, Иоанн Богослов
Э37-220.911.1 86.37-20
- Евангелическая церковь
- см. Лютеранская церковь
- Евангелие
- — общее название для первых четырех книг Нового Завета. В своей совокупности они, согласно с их числом, называются Четвероевангелием. В них излагается "радостная весть" о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. Авторство приписывается ученикам Иисуса - апостолам или ближайшим ученикам этих учеников. Кроме 4 Е., вошедших в канонический текст Нового Завета (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) существовали Е. Петра, Андрея, Филиппа и др., непризнаваемые церковью каноническими.
См. также Апокрифы, Библия, Новый Завет
Э37-220.911 86.36-22
- Евангелие напрестольное, служебное евангелие
- — текст первых четырех книг Нового Завета (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), отпечатанный большим форматом ("в лист") и изданный в одной книге. Находится на престоле (отсюда название) на т.н. антиминсе. Чтение Е. входит в состав богослужения.
Э372-507 86.372-5
- Евхаристия (греч. - "благодарность"), причащение
- — одно из таинств христианской церкви, состоящее в том, что во время богослужения верующие вкушают хлеб и вино, в которых якобы воплощены "тело и кровь" Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся "сотелесниками Иисуса Христа", "участниками божественного естества".
См. также Таинства
Э37-503.26 86.37-5
- Екклезиаст (др.греч. - церковник)
- — каноническая книга Ветхого Завета. В предисловии автор Е. называет себя сыном Давида, поэтому многие богословы приписывают книгу Соломону, однако анализ текста показывает, что в книге рассеяно множество рассуждений и выражений, которые совершенно невозможны в устах Соломона. Общий характер эпохи, отраженной в книге, говорит, что книга написана, вероятно, в 3 в. до н.э. под влиянием греческой философии.
См. также Ветхий Завет
Э37-210.913 86.37-21
- Ектения
- — ряд молитвенных прошений, входящих в православное богослужение. Главные виды Е.: виликая, просительная, сугубая и малая. Кроме 4 главных, есть еще Е. об оглашенных и об умерших. Эти Е. оглашаются на литургии. При совершении таинств произносятся особые Е.
Э372-503 86.372-5
- Ектенья
- см. Ектения
- Елей
- — оливковое масло, употребляемое в церковных ритуалах. Е. заправляют лампады, помазывают верующих после богослужения, а также новокрещеных, применяют в таинстве елеосвящения, проливают на покойного.
Э37-506 86.37-5
- Елеосвящение (соборование)
- — одно из христианских таинств, совершаемых над больным и заключающееся в произнесениии молитв, которые сопровождаются помазанием освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Православная церковь учит, что Е. исцеляет человека от телесных и душевных болезней и одновременно освобождает от тех грехов, в которых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за Е. исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоительное напутствие умирающему.
См. также Таинства
- обряд -
- Э37-503.266 86.37-5
- догматическое обоснование -
- Э37-426.6 86.33-4
- Епархия
- — в православных церквях церковно-административный округ, возглавляемый епископом и состоящий из приходов и монастырей.
См. также Благочиние (благочиннический округ), Приход
Э372-605.1 86.372-6
- Епископ
- — высший иерарх, представитель высшей третей степени церковной иерархии. Обобщенное название всех архиереев (патриарх, митрополит, архиепископ, епскоп).
Э37-636.21 86.36-6
- Епископальная церковь
- — англиканская церковь в США, ставшая самостоятельной в 1789 г. Е.ц. строится на основе выборности и признания активной роли мирян в церковных делах. В теологии сильны модернистские и либеральные тенденции.
См. также Англиканская церковь
Э376.14 86.376.14
- Епитимия (греч. - наказание)
- — церковное наказание верующих за нарушение церковных канонов, предписаний, указаний духовника-священника. Виды наказаний: продолжительная молитва, усиленный пост, земные поклоны перед иконой, крестом и т.п.
Э37-625.1 86.37-6
- Ересь (греч. - выбор, избранный образ мыслей)
- — религиозные учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации. Понятие Е. употребляется в основном по отношению к различным течениям в христианстве, хотя иногда его употребляют и для характеристики некоторых направлений в других религиях.
Э378 86.378
© Российская национальная библиотека, 2001
|