«… мы читаем Бакунина и слушаем свист огня...»

Автор выставки И.В. Смирнова 

«Анархизм в истории России, – как подчеркивают во введении составители одноименного словаря-справочника, – занимает особое место», «интерес к истории, философии и практики российского анархизма существует …с того момента как только зародилось это социальное явление. Стремление к свободе, к раскрепощению, критика государства и его властных институтов, угнетающих личность и общество в целом, – в основе своей имеют природное начало, а потому практически невозможно их «преодоление» с помощью каких бы то ни было силовых или идеологических приемов». Анархическое учение, сложившееся к середине XIX века, прошедшее через весь XX век, не потеряло своих сторонников и в начале XXI века. Интерес к изучению истории и теории анархизма, попытки применить социально-философское учение анархизма в практике идеологической и политической деятельности являются реалиями начала XXI века.

В 2014 году отмечалось 200-летие со дня рождения Михаила Александровича Бакунина, крупнейшего русского революционера и мыслителя, «апостола анархизма», который, наряду с Прудоном и Штирнером, явился основоположником анархистского учения. Его общественная и революционная деятельность прямо или косвенно оказала значительное влияние на изменения социально-экономической и политической обстановки в мире во второй половине XIX века.

М. А. Бакунин. Автопортрет. 1838 г.
М. А. Бакунин. Автопортрет. 1838 г.
М.А. Бакунин.Почтовая открытка (Петроград, Издание Н.Ю. Резникова).
М.А. Бакунин.Почтовая открытка (Петроград, Издание Н.Ю. Резникова).
Текст на открытке (с ошибкой в обозначении дат жизни): Мих. Алекс. Бакунин (1814 – 47 г.). В 1947 г. произнес в Париже речь, за которую по требованию русского правительства был выслан из пределов Франции. Был приговорен к смертной казни, но вытребован в Россию. Здесь просидел в крепости до 1857 г. и выслан в Сибирь. Бежал за границу. Бакунин принадлежал по своим убеждениям к анархистам и ратовал за уничтожение всех уз современного государства. В 70-х годах Бакунин играл большую роль в революционном движении.)
Пятидесятилетие со дня смерти Бакунина, широко отмечавшееся в нашей стране в 1926 году, было, по существу последним его юбилеем. Когда в 1964 году во всем мире отмечалось 150-летие Бакунина, а у нас не завершился период «оттепели», газета «Известия» и журнал «Вопросы истории» попытались объективно представить его жизнь и деятельность. Но уже следующая дата – столетие со дня смерти в 1976 году, ознаменовавшаяся многими книгами, статьями и научными конференциями за рубежом, в нашей стране осталась незамеченной. 200-летний юбилей революционера также не привлек к себе особого внимания исследователей.

И все-таки прав был Александр Блок, когда в 1906 году в своей юбилейной статье, посвященной 30-летию со дня смерти Бакунина, писал: «Чиновники плюются и корчатся, а мы читаем Бакунина и слушаем свист огня. Имя «Бакунин» – не потухающий, может быть еще не распылавшийся, костер. Страстные споры вокруг этого костра – да будут они так же пламенны и высоки, чтобы сгорела мелкая рознь!»

Мать М.А. Бакунина Варвара Александровна, урожденная Муравьева. С акварели неизвестного художника. 1820-е гг.
Мать М.А. Бакунина Варвара Александровна, урожденная Муравьева. С акварели неизвестного художника. 1820-е гг.
Отец М.А. Бакунина Александр Михайлович Бакунин (1765/68 – 1854). С акварели неизвестного художника. 1820-е гг.
Отец М.А. Бакунина Александр Михайлович Бакунин (1765/68 – 1854). С акварели неизвестного художника. 1820-е гг.
Михаил Александрович родился в старинной дворянской семье 8(20) мая 1814 г. в Прямухине Тверской губернии. Его мать, Варвара Александровна, принадлежала к широко известному в России роду Муравьевых.

Отец, Александр Михайлович, губернский предводитель дворянства Тверской губернии был представителем старинного дворянского рода, владевшего обширными вотчинами в Новоторжском уезде. Он, дипломат, профессор философии Падуанского университета, был европейски образованным, свободомыслящим человеком, знакомым со многими знаменитыми представителями европейской науки и философии. Уйдя в отставку, Александр Михайлович посвятил себя воспитанию детей. Старшему из них – Михаилу, по дворянским обычаям была определена военная карьера. В 1829 г. М.А. Бакунин поступает в Петербургское артиллерийское училище, после окончания которого, в 1833 г. уезжает в глухой военный гарнизон в Литве. Но уже в 1835 г. он уходит в отставку, поселяется в Москве и становится вольным слушателем историко-филологического факультета Московского университета.

Николай Владимирович Станкевич (1813 – 1840) – общественный деятель, философ, поэт
Николай Владимирович Станкевич (1813 – 1840) – общественный деятель, философ, поэт
Главную силу исторического прогресса Станкевич видел в просвещении, основной задачей русской интеллигенции он считал пропаганду просветительских идей и гуманизма, служение народу. Кружок Станкевича – литературно-философское объединение, возникшее с конца 1831 г. в Московском университете. В 1837 г. больной туберкулезом Станкевич уехал для лечения за границу. С его отъездом кружок постепенно распадается и к 1839 г. перестает существовать.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848) – литературный критик, журналист.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848) – литературный критик, журналист.
Белинский был первым русским революционным демократом, требовавшим полного освобождения крестьян от крепостного права, отмены телесных наказаний и соблюдения законности в стране. Он сделал литературную критику выражением целостного философского миросозерцания. Его философские взгляды стали методологической основой для разработки его эстетики. Белинский стал основоположником русской реалистической эстетики и литературной критики.
Под влиянием близкого знакомого семейства Бакуниных общественного деятеля и философа Н.В. Станкевича он входит в литературно-философское объединение – кружок Станкевича.

Участников кружка объединяли интерес к немецкой философии, особо к трудам Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, литературе и истории, отвращение к крепостничеству, пропаганда гуманистических идеалов и личное обаяние Станкевича. Ближе всего в кружке Бакунин сошелся с В.Г. Белинским, вместе с которым он изучал философию Гегеля. Белинский в 1836 – 1838 гг. одно время жил вместе с Бакуниным в Москве и дважды проводил лето в Новоторжском имении Бакуниных. Белинский называл Бакунина своим «философским другом», отмечая его «дикую мощь, беспокойное, тревожное и глубокое движение духа, беспрестанное стремление вдаль, без удовлетворения настоящим», «вечно движущееся начало его духа».

В середине 1840 г. Бакунин уезжает заграницу и поселяется в Берлине, тогдашнем центре «германского любомудрия», где в Берлинском университете с увлечением изучает политическую экономию, историю, физику, но, прежде всего, философию, слушает лекции Вердера, знакомится с Шеллингом.

Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872)– немецкий философ-материалист.
Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872)– немецкий философ-материалист.
Главным делом жизни Фейербаха стала непримиримая борьба с религией. Первоисточник религиозных иллюзий Фейербах усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Критика религии у него перерастала в критику философского идеализма, завершившегося переходом Фейербаха в лагерь материализма. Материализм Фейербаха стал исходным пунктом становления философии марксизма.)
Арнольд Руге (1802 – 1880) –немецкий философ публицист
Арнольд Руге (1802 – 1880) –немецкий философ публицист
В 1844 г. совместно с К. Марксом издавал в Париже «Немецко-французский ежегодник», однако к коммунистическим взглядам Маркса отнесся отрицательно. В дальнейшем неоднократно выступал против Маркса и его сторонников. В то же время о «Капитале» отзывался как о произведении, которое «делает эпоху». Во время революции 1848 – 1849 г. был депутатом Франкфуртского национального собрания, принадлежал к его левому крылу. В 1849 г. эмигрировал во Францию, затем в Великобританию. В конце 1860-х гг. стал сторонником национал-либералов.
После знакомства с левогегельянцами, в том числе с их лидером А. Руге, Бакунин переходит на радикальные, революционно-демократические позиции. Радикализация мировоззрения этого периода жизни Бакунина нашла отражение в известном афоризме: «Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!», которым он закончил свою статью «Реакция в Германии», опубликованную в 1842 г. под псевдонимом Жюль Элизар в журнале А. Руге «Немецкие ежегодники». Эта статья принесла М.А. Бакунину широкую известность. Высоко оценил революционный пафос этой статьи А.И. Герцен, назвав ее «открытым, торжественным возгласом демократической партии».

Карл Маркс
Карл Маркс
Ф.Энгельс
Ф.Энгельс
В этот же период Бакунин знакомится с философией Л. Фейербаха и проникается идеями его антропологического материализма. Сближение Бакунина с немецкими радикалами и социалистическими кружками заставило саксонское правительство в 1843 г. выслать его из Дрездена за пределы Германии. В 1844 г. М.А. Бакунин обосновывается в Париже, где близко сходится с Прудоном, Марксом, Энгельсом, Мицкевичем, Бланом, Беранже, Жорж Санд, сближается с представителями радикальных журналов, знакомится с жизнью рабочих мастерских, участвует в работе польского эмиграционного комитета.

Царское правительство, III отделение следили за все возрастающей радикализацией взглядов Бакунина. В декабре 1843 г. шеф жандармов приказал ему вернуться в Россию, но Бакунин игнорировал этот приказ, решив навсегда остаться политическим эмигрантом. Николай I подписал указ, лишающий Бакунина всех прав, приговаривающий его, в случае возвращения к ссылке в Сибирь. Когда в январе 1845 г. этот указ напечатали парижские газеты, русский эмигрант в газете «Реформа» публикует открытое письмо, в котором дает резкую отповедь царизму.

Жизнь показала, что не наука, не философия, а действие, политическая борьба составили основу его деятельности. Начиная со второй половины сороковых годов, М.А. Бакунин до конца своей жизни постоянно находится в центре революционной борьбы.

Он участвовал в панславистском движении, в революционных событиях 1848 – 1849 гг. в Париже, Праге, Дрездене. В 29 ноября 1847 г. в годовщину польского восстания 1830 г. Бакунин выступил с речью, в которой призывал поляков и русских патриотов к совместному действию в интересах освобождения Польши и образованию общеславянской федерации. Его активная деятельность повлекла за собой высылку из Парижа по распоряжению премьер-министра Ф. Гизо, признавшего, что такая «необузданная» личность даже во Франции нетерпима. Перед революцией 1848 г. Бакунин возвращается в Париж, где поселяется в казарме рабочих, охраняющих революционного префекта полиции. Его зажигательные речи, хаотичная деятельность и вмешательство во внутренние дела Франции, заставило французское революционное правительство удалить его страны под предлогом политической миссии в славянские земли.

Пражское восстание 1848 г.
Пражское восстание 1848 г.
Пражское восстание 1848 г. Это восстание явилось кульминацией революционно-демократического движения в чешских землях в период революции 1848 – 1849 гг. Сигналом к восстанию послужил расстрел 12 июня мирной манифестации горожан австрийскими войсками пражского гарнизона, вызвавший взрыв негодования всех слоев населения. На улицах Праги возводились баррикады, фабричные рабочие, ремесленники, студенты образовывали отряды и вступали в бои с австрийскими войсками. Главными требованиями повстанцев были создание Временного национального правительства и чешского военного командования, независимого от Вены. Переговоры с посланной в Прагу из Вены правительственной комиссией были сорваны. 17 июня был начат артиллерийский обстрел города. Вечером 17 июня Прага капитулировала.
Дрезденское восстание 1849 г.
Дрезденское восстание 1849 г.
Дрезденское восстание. Штурм арсенала. Восстание происходило 3 – 9 мая 1849 г. на завершающем этапе революции 1848 – 1849 гг. в Германии. Повстанцы выступили в поддержку принятой Франкфуртским национальным собранием в марте 1849 г. конституции, которую саксонский король Фридрих Август отказался признать. Участники восстания взяли штурмом цейхгауз и воздвигли баррикады в центре города. В течение ряда дней несколько тысяч баррикадных бойцов, среди которых был и Бакунин, оказывали мужественное сопротивление превосходящим силам саксонских и прусских войск.
Бакунин со свойственным ему жаром и горячностью принимает участие в чешском революционном движении 1848 г., а затем в дрезденском восстании весной 1849 г. после подавления которого, он был арестован и приговорен властями Саксонии к смертной казни, заменой пожизненным заключением. Когда в Австрии началось следствие по делу о пражском восстании, он в 1850 г. был выдан австрийским властям, в свою очередь, также приговорившим его к смертной казни. Приговор не был приведен в исполнение и Бакунина, как русского подданного, передали русским властям. Он был заключен сначала в один из казематов Алексеевского равелина Петропавловской крепости (1851 – 1854), затем в Шлиссельбургскую крепость (1854 – 1857).

Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Фото середины XIX в.
Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Фото середины XIX в.
Шлиссельбургская крепость. Художник П. П. Свиньин. 1820-е гг.
Шлиссельбургская крепость. Художник П. П. Свиньин. 1820-е гг.
12 марта 1854 г. Бакунин был доставлен в Шлиссельбургскую крепость с предписанием коменданту: «Так как Бакунин есть один из важнейших арестантов, то соблюдать в отношении к нему всевозможную осторожность, иметь за ним бдительнейшее и строжайшее наблюдение, содержать его совершенно отдельно, не допускать к нему никого из посторонних и удалять от него известия обо всем, что происходит вне его помещения так, чтобы самая бытность его в замке была сохранена в величайшей тайне».

Бакунин тяжело переносил одиночное заточение. Он заболел цингой, в результате которой потерял все зубы. Впоследствии он говорил Герцену об этом времени: «Страшная вещь – пожизненное заключение. Влачить жизнь без цели, без надежды, без интереса! Со страшной зубной болью, продолжавшейся по неделям… не спать ни дней, ни ночей, – что бы ни делал, чтобы ни читал, даже во время сна чувствовать… я раб, я мертвец, я труп…».

Одиночная камера Бакунина в Шлиссельбургской крепости.
Одиночная камера Бакунина в Шлиссельбургской крепости.
В Шлиссельбургской крепости М.А. Бакунин написал свою «Исповедь», в которой проклинал свои «грехи», «преступления» и благодарил Бога, что его гибельные «предприятия» остались неосуществленными. В «Исповеди» Бакунин достаточно искренне, обстоятельно и точно описал свою эмигрантскую деятельность, изложил основы своего мировоззрения, взгляды на положение дел в России и славянских странах. В ней отразился кризис левогегельянских взглядов Бакунина. В «Исповеди» он часто и явно отступает от своих прежних идей и высказывает верноподданнические чувства в духе просвещенного абсолютизма. Но его просьба заменить заключение в крепости каторгой осталась без последствий, и только новый царь – Александр II после еще одного покаянного письма Бакунина отправляет его на поселение в Сибирь.

М.А. Бакунин с женой Антонией. Иркутск, 3 июня 1861 г.
М.А. Бакунин с женой Антонией. Иркутск, 3 июня 1861 г.
С 1857 г. Бакунин живет в Томске, а затем переселяется в Иркутск. Здесь в 1858 г. он женится на дочери ссыльного поляка Антонии Квятковской.

А.И. Герцен и Н.П. Огарёв в Лондоне. 1860 г.
А.И. Герцен и Н.П. Огарёв в Лондоне. 1860 г.
А.И. Герцен и Н.П. Огарёв в Лондоне. 1860 г. Герцен Александр Иванович (1812 – 1870) – философ, писатель и публицист. Идейные и философские искания Герцена шли по пути осмысления единства природы и человека, материи и сознания, трактуя диалектику Гегеля как «алгебру революции», он пытался обосновать закономерность развития человечества к обществу, лишенному антагонизма. В 1847 г. Герцен с семьей уезжает за границу. Поражение революции 1848 г. во Франции, очевидцем и участником, которой был Герцен, привело его к пересмотру некоторых положений философской концепции 40-х годов. Он отказывается от идей разумности истории, неодолимости прогресса человечества, резко критикует разного рода социальные утопии и романтические иллюзии. Ошибочно оценив революцию 1848 г. как неудавшуюся битву за социализм, Герцен разочаровался в возможностях Запада и дальнейшие перспективы общественного развития связывал с Россией. В 1853 г. Герцен переезжает в Лондон и основывает там Вольную русскую типографию для борьбы с крепостничеством и царизмом. В 1856 г. в Лондон приезжает друг Герцена Н.П. Огарёв. Николай Платонович Огарёв (1813 – 1877) – публицист, поэт. Знакомство Герцена и Огарёва состоялось во время их обучения в Московском университете, в начале 1830-х гг., где вокруг них возник кружок ярко выраженной политической направленности. Мировоззрение Огарёва складывалось под воздействием движения декабристов, а также идей Великой французской революции и западно-европейского утопического социализма. Позднее Огарёв, критически переосмыслив гегелевскую диалектику в революционно-практическом духе, пришел к философско-материалистическому мировоззрению. Поселившись в Лондоне Огарёв присоединился к начатой Герценом революционной пропаганде и возглавил вместе с ним Вольную русскую типографию. В 1857 г. было начато издание первой русской революционной газеты «Колокол».
Получив разрешение на путешествие с научной целью по Амуру, Бакунин совершает побег в Европу. 1 января 1862 г. он уже в Лондоне у Герцена и Огарёва, которые знали его еще по Москве, и активно включается в революционную пропаганду, печатается в «Колоколе». В 1863 г. он принимает участие в поддержке польского восстания. Бакунин думал о создании польского легиона, который помог бы польским повстанцам, и с этой целью направился в Швецию. Попытка организации морской экспедиции для помощи восставшим потерпела неудачу. После подавления польского восстания Бакунин окончательно переходит на позиции анархизма. Отрицая любую форму государственной власти, он считал, что общество должно быть организовано «снизу вверх», в виде федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов. Будущее общество он рассматривал как торжество свободы, при которой возможно наиболее полное развитие всех человеческих способностей.

Когда в 1864 г. в Лондоне Марксом и Энгельсом было создано Международное товарищество рабочих – I Интернационал, Бакунин встречается с Марксом, вступает в Интернационал и предлагает свои услуги для пропаганды его документов в Италии, где жил в это время. Там же он знакомится с итальянскими масонами и Гарибальди и создает тайное «Интернациональное братство», для которого пишет «Революционный катехизис». Разглядев в масонах буржуазную по своей сущности структуру и убедившись в бесплодности своих попыток использовать «братство» в революционных целях, Бакунин переезжает в Швейцарию. В 1867 г. вступает в пацифистскую организацию «Лига мира и свободы» и выступает с речью на ее 1-м конгрессе, пытается превратить ее в анархическое общество. В 1868 г. он порывает с Лигой, вступает в Женевскую секцию Первого интернационала, и в то же время организует «Альянс социалистической демократии», мало чем отличающийся от анархического «Интернационального братства». Бакунин прилагает колоссальные усилия, чтобы «Альянс» был принят в I Интернационал, и это ему удается при условии, что «Альянс» как союз будет распущен. Но он сохраняет внутри Интернационала тайную организацию и ведет с Марсом и Энгельсом ожесточенную борьбу по важнейшим политическим и теоретическим вопросам, выдвигая в качестве основных положений равенство классов, отмену наследования как исходную точку социального прогресса, воздержание от участия в политическом движении.

С.Г. Нечаев. Около 1870 г.
С.Г. Нечаев. Около 1870 г.
Нечаев Сергей Геннадьевич (1847 – 1882) – участник революционного движения 1860 – 1870-х гг. в России. Вольнослушателем Петербургского университета принимал участие в студенческих волнениях 1868 – 1869 гг. в Петербурге, примыкая к радикальному крылу. В «Программе революционных действий», составленной при его участии, конечной целью студенческого движения провозглашалась социальная революция, намечавшаяся на весну 1870 г. и излагался план создания тайной революционной организации. в числе практических мер предусматривалось составление «Катехизиса революционера», который и был написан Нечаевым летом 1869 г. Согласно Нечаеву, будущая революция должна полностью уничтожить государство, религию, семью, прежнюю мораль, установить диктатуру «революционного меньшинства» с целью осуществления социальных преобразований. В основу «Катехизиса» Нечаевым был положен принцип: «Цель оправдывает средства». Весной 1869 г. Нечаев приезжает в Женеву и, выдавая себя за представителя революционного комитета, якобы бежавшего из Петропавловской крепости, вошел в доверие к М.А. Бакунину и Н.П. Огарёву.
В 1869 г. Бакунин знакомится с С.Г. Нечаевым и попадает под влияние этого авантюриста от революции. Бакунин надеялся через Нечаева распространить идеи «Альянса» в России, где своего эмиссара представил как представителя несуществующего «Европейского Революционного Союза». Но вскоре разошелся с Нечаевым в вопросе о методах революционной борьбы, сформулированных в «Катехизисе революционера», так как считал недопустимыми мистификации, шантаж провокации, предательство по отношению к товарищам.

Раскольническая деятельность «Альянса» вызывала резкую критику со стороны членов I Интернационала и в 1872 г. на Гаагском конгрессе Международного товарищества рабочих Бакунин был исключен из его рядов. Исключение из рядов Интернационала не охладило анархических претензий Бакунина на теоретическое обоснование стратегии и тактики революционной борьбы. Он создает Анархический интернационал под названием «Международное товарищество рабочих». Активизация анархического движения в Европе и Америке вызывает ожесточенную борьбу К. Маркса и Ф. Энгельса с идеологией и практикой бакунизма.

Могила М.А. Бакунина в Берне.
Могила М.А. Бакунина в Берне.
В 1874 г. Бакунин отправился в Болонью, где предполагалось крестьянское восстание, но попытка не удалась, и он вынужден был бежать. Последние два года Бакунин живет в Лугано, его материальное положение было довольно печально. Главным образом он жил на различные пожертвования, кроме того, ему помогали А.И. Герцен, И.С. Тургенев, А. Фогт и А. Рейхель, кое-что присылали братья.

1 июля 1876 г. Михаил Александрович Бакунин умер в Берне в больнице для бедных. Похоронен на бернском кладбище, над могилой возвышается простая, грубо обработанная гранитная стела, на которой выбиты два слова – MICHEL BAKUNINE и даты – 1814 – 1876.