Бессмертное поэтическое путешествие Данте Алигиере по загробному миру началось в первое десятилетие 1300 года, когда поэт приступил к созданию своей la commedia, получившей впоследствии определение La Divina («Божественная»), данное другим величайшим итальняским писателем Джованни Боккаччо. Он посвятил Данте два своих произведения: «Origine vita, studii e costumi del chiarissimo Dante Alighieri» (ок. 1352), ставшее своеобразным жизнеописанием поэта, и цикл лекций о «Божественной комедии», который был доведен лишь до 17-й песни Ада. Последняя часть трилогии Данте, «Рай», увидела свет в 1321 году, уже после смерти автора, покинувшего мир в том же году. В 2021 году в Италии и во всем мире отмечается 700-летие с момента полного создания величайшего произведения и начала вечного путешествия поэта, когда Данте заблудится в знаменитом темном лесу.
1 Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.4 Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!7 Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще…
Михаил Леонидович, известный поэт и переводчик, создатель отечественной школы поэтического перевода, 24 года отдал службе в Российской национальной библиотеке.
«Божественную комедию» можно рассматривать как большое и сложное руководство по средневековой культуре во всех ее аспектах. Свое единство произведение находит в числовом символизме, заимствованном из христианской религии. Фундаментальный догмат христианства — это догмат Святой Троицы, концепции Бога. По этой причине Данте часто использует числа 1 (уникальность Бога) и 3 (число Троицы): фактически «Божественная комедия» состоит из трех песнопений, каждая из которых разделена на 33 песни, за исключением первой, «Ад», которая символизирует собой дисгармонию. Души Ада собраны в три большие группы: в Аду — души несдержанные, мошеннические и жестокие, в Чистилище, среди очистившихся душ — те, кто любил зло, слишком мало любил добро и был слишком привязан к земным благам. в Раю Данте помещает души блаженных, души воителей за веру и души праведников-созерцателей. Во время своего путешествия Данте сопровождают три проводника: первый — Вергилий, который является символом разума, способности отличать добро от зла; затем Беатриче — земная возлюбленная и муза Данте, символ освящающей благодати и богословия, то есть той науки, которая позволяет человеку познать Бога. Наконец, в Раю Данте встречает богослова Бернарда Клервоского, который сопровождает его к божественному созерцанию. Есть девять адских кругов, девять областей Чистилища и девять ангельских хоров, т. е. в основе лежит число Пресвятой Троицы, умноженное само на себя. Данте столь подробно описал эту огромную гармоничную систему, что у читателя создается впечатление абсолютной реальности такой структуры существования жизни По ту сторону жизни, а сам автор тем самым подчеркивает свою веру в ее существование.
Множество изданий посвящено анализу «Божественной комедии» как философскому произведению. В фондах РНБ хранится издание на французском языке, созданное аббатом Энри Плане «Данте: религиоведение и литературоведение о божественной комедии» (Planet H. Dante: Étude religieuse et littéraire sur la Divine comédie). Портрет Данте, помещенный в качестве фронтисписа к изданию, выполнен французской художницей XIX века А. Рабо (в действительности, одной из сестер Рабо, так как обе они — Амели и Адриенн — были художницами). Итальянский литературовед, академик Франческо Фламини создал настоящее пособие для изучения «Божественнной комедии» Данте; на русский язык перевод выполнил филолог, профессор Московского университета В. А. Шичалин, предисловие к изданию написал литературовед, академик М. Н. Розанов. В конце издания приведена обширная библиография статей о «Божественной комедии», переводов на русский и европейские языки, список наиболее известных изданий произведения.
Говоря о философии «Божественной комедии» можно отметить, что мотив путешествия известен в литературе — в пространстве, во времени, между мирами. Всю жизнь человека можно считать путешествием, наполненным непрерывной серией новых событий, мест, встреч, часто все с новыми и новыми попутчиками. Можно сказать, что путешествие Данте в загробную жизнь становится метафорой, аллегорическим изображением путешествия души человека сквозь жизнь на Другую сторону. Если представить «Божественную комедию» сказочным произведением, то становится очевиден «путь героя» Данте, верхновного поэта, и Вергилия, Беатриче и Бернарда, выступающих в роли проводников и волшебных помощников, подобно тому, как герой волшебной сказки, согласно структуре Владимира Проппа, пройдя путь от земной жизни к загробному миру, возвращается, обретя новое качество. «Оставь надежду, всяк сюда входящий» («Lasciate ogni speranza, voi ch'entrate») — написано на дверях Ада Данте. Так поэт говорит нам, что потеря надежды — самая большая и опасная потеря для человека.Светлана Трусова