РНБ Российская национальная библиотека

Корпус Росси

Корпус Соколова после реконструкции фасада в 1829 г. По рисунку П. Ф. Бореля. 1852 г.
Генеральный план строительства нового здания Библиотеки был создан Росси, рабочий проект — А. Ф. Щедриным. Вчерне здание было готово осенью 1828 г., а полностью отделано снаружи в 1832 г.

Архитектурная идея Росси при подготовке проекта строительства нового библиотечного здания состояла в сохранении корпуса Соколова и включении его в общую композицию. При этом сохранялось членение по горизонтали, полуциркульные и прямоугольные окна, использованы тот же ордер и основные декоративные элементы. Такое решение обеспечивало органическое единство обоих строений. В решение фасада и других частей первого библиотечного здания (Соколова) Росси внес некоторые изменения, касающиеся главным образом отдельных деталей. Основной объем был сохранен.

"Этот пример архитектурного такта и дисциплинированности остается непревзойденным в истории архитектуры", — писала исследовательница творчества Росси М. 3. Тарановская.

Новым и характерным для архитектуры 1820-х — 1830-х гг. стало органическое сочетание архитектурного и скульптурного убранства, что придавало зданию особую выразительность. Основой композиционного решения фасада Росси служила колоннада ионического ордера, приподнятая, как и у Соколова, на массивный рустованный нижний этаж. Окна и ниши верхнего этажа были заделаны, а на их месте помещен скульптурный фриз. В дворовом фасаде вместо колонн в центральной части использованы пилястры. Фасад, обращенный к площади, завершает единый аттик. Дворовый фасад Соколова сохранен полностью.

 

Главный фасад (1827 г.) и реконструкция фасада углового здания (1829 г.). Утвержденные проекты К. И. Росси

 

В своем решении библиотечного здания Росси учел не только эстетические, но и — в какой-то мере — функциональные требования, предъявляемые к такого рода учреждениям. Для этого необходимы были прежде всего обширные, не загроможденные колоннами или пилонами залы и удобные проходы к шкафам. Архитектор поместил на втором этаже два двусветных зала; деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа.

Корпус К. И. Росси. По рисунку П. Ф. Бореля. 1852 г.
Ф. Н. Пащенко, специально занимавшийся отечественной библиотечной архитектурой, чрезвычайно высоко оценил решение внутренних помещений как с художественной стороны, так и с точки зрения возможной для того времени функциональности. Он писал, что они "составляют один из лучших в мире образцов библиотечных зал. Высокие, светлые, просторные, с легкими галереями вдоль уставленных шкафами стен эти залы производят чарующее впечатление, тем более, что корешки книг, стоящих в открытых шкафах, превосходно использованы как элемент художественного оформления ... Росси создал образцовый тип здания для помещения в нем библиотеки-музея, библиотеки, предназначенной не только для чтения, но и для обозрения книжных сокровищ, прогулки по Библиотеке, ознакомления с ее богатствами".

Корпус К. И. Росси. Современный вид здания
По предложению А. Ф. Щедрина в отопительной системе Библиотеки были смонтированы духовые печи, водопровод и канализация — новшество для того времени. Так осуществлялось требование директора Библиотеки Оленина создать "надлежащую теплоту и чистый ровный воздух как для лучшего сбережения драгоценных рукописей и печатных книг, так и для самого здоровья служащих в Библиотеке чиновников и занимающихся в оной посетителей".

Это требование — свидетельство, что уже на том этапе истории Библиотеки думали о "микроэкологии", о нуждах тех, кто находится там многие часы по долгу службы или приходит в нее как в "храм науки".

 

Залы

Кабинет Фауста. 1858
Кабинет Фауста
Отделение филологии
Центр изучения эпохи Просвещения «Библиотека Вольтера»
Отдел изобразительных искусств. 1951
Выставочный зал Отдела рукописей
Ларинская зала. 1853
Читальный зал Отдела эстампов
Зал барона Корфа
Зал Корфа
Отделение истории. 1880-е
Зал справочной информации и электронных ресурсов