8 ноября 2023 г. в Российской национальной библиотеке состоялось заседание ежегодного международного симпозиума «Бражниковские чтения – 2023». Тема симпозиума этого года – «Эпохи и стили: русское музыкальное творчество XI – начала XVIII века». Ряд мероприятий носил мемориальный характер и был связан с 50-летием со дня смерти Максима Викторовича Бражникова – выдающегося исследователя древнерусского певческого искусства, основателя современной школы русской музыкальной медиевистики.
Заседание в Российской национальной библиотеке «Певческие рукописные источники: современная интерпретация в контексте эпохи» было посвящено нотированным рукописям, находящимся в разных хранилищах Санкт-Петербурга и Москвы. Темы докладов охватывали значительный период времени: от византийских рукописных источников, в определенной мере повлиявших на возникновение русского знаменного пения, до синодальных изданий XVIII столетия. Доклады И. В. Стариковой и З. М. Гусейновой раскрыли тему теоретического осмысления записи роспева в соответствии с требованием времени. В первом речь шла о «редакторских» невмах (дополнительном ряде знаков, выписанном другим цветом над основным роспевом или на полях), а также были сопоставлены принципы расстановки и их функции в византийских и древнерусских Стихирарях XIV–XVII вв. Второй доклад ввел в научный оборот новые списки XVII в. «Ключа знаменного» инока Христофора, в которых значительно перерабатывались, дополнялись и по-новому структурировались некоторые разделы, отражающие изменения в певческой практике. Новым источникам и особенностям фиксации в разных списках, типичным и нетипичным редакциям роспева были посвящены сообщения Н. В. Рамазановой о службе святителям Гурию и Варсонофию Казанским, а также Е. В. Плетневой о чинопоследовании Освящения храма. Два доклада были связаны с творчеством выдающегося роспевщика Логгина (Шишелова). А. А. Лукашевич предложил новые подходы к расшифровке стихир авторства Ивана Грозного в рукописи Логгина, которые в отличие от версии И. А. Фортова, изданной в XIX в., интерпретируют особую форму записи песнопений не знаменного, а путевого роспева. Во втором докладе иеромонаха Павла (Коротких) излагались особенности состава Сборника, в который был включен особый авторский экземпляр Певческой Псалтири, принадлежавшей Логгину, и записанный знаменной нотацией. Об истории формирования и организации монастырской библиотеки нотированных рукописей Соловецкого монастыря, а также о наиболее интересных кодексах рассказала И. Ф. Безуглова. Комплексное исследование взаимосвязи рукописной графики и интонирования слова на примере ненотированных источников из Соловецкого монастыря стало основой сообщения И. А. Чудиновой, которая предложила новое понятие «аудиальный жест» как инструмент изучения интонационной стороны богослужения в его целостности. Об особенностях состава, многороспевности дореформенной, «переходной» и пореформенной редакций нотированных Октоихов и Обиходов были доклады П. Д. Крюкова и Н. А. Потемкиной. Е. И. Олехнович провела систематизацию маргинальных записей печатников (тередорщиков) в Синодальных нотных изданиях, что в дальнейшем позволит датировать дефектные экземпляры, в которых дата отсутствует. Был озвучен и ряд наблюдений о бытовании знаменного роспева в XIX в. на основании владельческих записей в печатных изданиях, записанных пятилинейной квадратной нотацией: исправления в роспеве, гармонизация монодии, разнообразные комментарии.
В рамках заседания был продемонстрирован видеосюжет «Эпохи и стили в древнерусских певческих рукописях», посвященный главной теме конференции. В нем рассказано о том, как концепция Д. С. Лихачева, сформулированная для древнерусской литературы X–XVII вв., соотносится с певческими рукописями: искусством оформления книги, особенностями записи разных певческих стилей. На примере песнопений первым русским святым – Борису и Глебу были показаны характерные черты каждой эпохи, основные идеи, изменения и динамика развития. Первые нотированные песнопения благоверным князьям впервые появились в Стихирарях XII в. и сохранились в старообрядческой традиции. Они были роспеты в разных стилях и жанрах: богослужебные песнопения, покаянные и духовные стихи, двенадцатиголосный партесный концерт. Авторы фильма – Н. В. Рамазанова, М. Г. Иванова; съёмка и монтаж – П. П. Харченко.
В организации и проведении форума участвовали: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Российская национальная библиотека, Государственный Русский музей, Музей христианской культуры, Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Автономная некоммерческая организация «Центр культурных инициатив».
Видеозапись заседания смотрите на YouTube-канале РНБ.