РНБ Российская национальная библиотека
11.07.2020

Книжные памятники. Топ-100. Апокалипсис. XVI в.

Апокалипсис. — XVI в. — 4° (17,5 × 14). 336 л. — Полуустав. Заставки, концовки, украшения на полях в красках. 78 миниатюр, выполненных водорастворимыми красками. Переплет — доски в коже с тиснением. — Инв. № 2350.

Лицевая рукопись включает текст Откровения Иоанна Богослова с толкованиями Андрея Кесарийского. В начале рукописи помещено толкование Ипполита Римского на один из сюжетов Апокалипсиса — об освобождении сатаны из бездны.

Шифр РНБ: Q.I.1138.

Толковые апокалипсисы были распространены в древнерусской письменности. До нас дошли сотни лицевых рукописей, относящихся, как правило, к старообрядческой традиции. При этом известно лишь несколько рукописей кон. XVI — нач. XVII вв., которые послужили образцами для формирования последующей иллюстративной программы, среди которых и данный список Откровения Иоанна Богослова.

Рукопись была создана на Холмогорской земле в кон. XVI — нач. XVII в. На нижнем поле листов 5—30 имеется пространная, относящаяся к времени создания рукописи, запись, по всей видимости, рукой писца: «Попов матигорец продал сию книгу Апокалипсис, видение Иоанна [Богосло]ва, Григорью Нестерову сыну Барыгинскому москвитину ‹...› взял ‹...› рублей. Подписал Федотко своею рукою». Вероятнее всего, создателем рукописи был Федот Попов, холмогорский иконописец и иллюстратор книг, подробно рассказавший о себе в послесловии к выполненному им сборнику эсхатологического содержания из собрания Государственного исторического музея (ГИМ Щук. 22).

В рукописи 78 миниатюр оригинальной иконографии, повлиявшей на последующие лицевые рукописи этой традиции. Художник по-своему трактует сюжеты, не всегда следуя за текстом, формируя особую традицию иллюстрированных апокалипсисов. Обращает на себя внимание детальная проработка изображений морских существ — моржей, тюленей, и др., — не имеющая аналогов в древнерусской миниатюре. Холмогорский список Откровения Иоанна Богослова положил начало целому ряду лицевых памятников XVII в., которые заимствовали как весь иллюстративный цикл рукописи, так и отдельные композиции. Неординарно и художественное оформление рукописи. Рукопись украшена заставками, концовками и рамками с номерами глав, выполненными с элементами тератологического орнамента.

Книга форматом в четвертую долю листа написана на мануфактурной вержированной бумаге типом письма полуустав. Заставки, концовки, украшения на полях в красках. 

Новинки электронной библиотеки.

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант