РНБ Российская национальная библиотека
14.07.2020

Новинки электронной библиотеки. Комическая карта театров военных действий 1854 года

«Комическая карта театров военных действий» («Komische Karte des Kriegsschauplatzes») 1854 г. Немецкое издание Б. С. Берендсона воспроизводит английский оригинал – работу художника, иллюстратора и карикатуриста Т. Онвина издания Rock Brothers & Payne. Художник условными штрихами наносит границы государств и элементы рельефа, а в них вписывает фигуры людей и животных, олицетворяющих политическую ситуацию и стратегию стран во время Крымской войны (1853-1856 г.). Это один из первых картографических шаржей, столь распространённых в конце XIX-начале XX веков, которые являлись источником не географического, а политического знания, инструментом идеологии. Рассматривая карту, можно получить представление о воюющих и о нейтральных государствах.

Поводом для Крымской войны стал спор православного и католического духовенства за право контроля над христианскими святынями Палестины, принадлежавшей Турции, и протектората России над православными, составлявшими почти треть населения страны и абсолютное большинство паломников. Давнее межконфессиональное соперничество вспыхнуло с новой силой в 1850 г. и, быстро утратив самостоятельную роль, привело к новому витку военное и экономическое противостояние между Францией, Англией, Турцией и Россией на Ближнем Востоке, Балканах и в Чёрном море. Вопреки международным договорённостям султан шёл на уступки католикам и игнорировал протесты Петербурга. Последним средством заставить Турцию соблюдать права Православной Церкви стало вступление русских войск летом 1853 г. в Дунайские княжества Молдавию и Валахию, вассальные турецкие территории под российским протекторатом по Адрианопольскому мирному договору (1829 г.). Дипломатические усилия не давали результата, а когда стараниями британской стороны сорвалось принятие компромиссной Венской ноты, пути к мирному разрешению конфликта закрылись окончательно. Заручившись обещанием поддержки Франции и Англии, Турция объявила России войну. Победы русского оружия заставили союзников поспешить на помощь Османской империи; об их вступлении в войну было объявлено 15 (27) марта 1854 г., и вскоре военные действия перекинулись с Крымского театра на Кавказ, Балтику, Белое море и Дальний Восток.

На карте участники этих событий предстают в ярких образах, свидетельствующих о политических пристрастиях художника. Особенно красноречивы изображения четырёх противоборствующих держав – Франции, Англии, Турции и России. Франция и Англия показаны как вооружённые орёл и лев (за львом притаился кролик-Уэльс и крестьянин-Ирландия). Азиатская Турция представлена в виде головы дремлющего верблюда, а за ним пасть Аль-Джазиры. Европейская Турция изображена индюком в феске; левой лапой он вцепился в Босфор и Константинополь, а правой накрывает пламя греческой свечи гасильником. Греция была единственной союзницей России, но вмешательство Франции и Англии в греко-турецкие отношения и оккупация города Пирей принудили её к нейтралитету. Из европейских держав к антироссийской коалиции присоединилось только Сардинское королевство ради выгод от сближения с Францией и Англией в своих планах на объединение Италии. Социально-экономические проблемы раздробленной Италии эпохи Рисорджименто воплотились в образе перепуганной бегущей собаки, к её лапе привязана кастрюля – это Сицилия, крупнейший центр революционного движения. Все остальные страны, хотя и опасались военного и экономического усиления России, сочли более выгодным сохранять по отношению к ней "неприязненный нейтралитет" и не принимать в войне непосредственного участия. Их позиция колебалась в зависимости от того, как изменялся баланс сил в ходе военных действий. Австрия, где в 1848 г. благодаря военной помощи России было подавлено венгерское восстание и предотвращена гражданская война, выступила лишь как посредник в переговорах. На карте о её двойственной позиции говорит расколотый герб на груди двуглавого орла; в его перья заправлены дипломатические бумаги, среди которых текст Венской ноты. Прусский геральдический символ, чёрный орёл, показан в виде флюгера. Основными знаками германского нейтралитета стали пивная кружка и пенковая трубка. Испания прячет лицо за веером – до конца войны она так и не объявила о нейтралитете в стремлении получить гарантии целостности своих заокеанских владений и воспользоваться благоприятной экономической конъюнктурой. Россия показана в виде медведя с плетью, шагающего на восток, но оглядывающегося на запад. Очертания его левой лапы соответствуют Крыму, англичане и французы отстригают ему когти, русские корабли лежат восточнее с надписью «Русский флот невидим». Мятежный Кавказ показан как ряд извергающихся вулканов. Польша – печальная дева, закованная в цепи. На севере союзные эскадры приближаются к улыбающейся Финляндии при полнейшем одобрении Дании и Швеции. Однако их торжество преждевременно: во-первых, война разрушила морскую торговлю, а во-вторых, если в Крыму союзники нанесли российской армии ряд поражений и захватили южную часть Севастополя, на северных театрах войны они не добились решительных успехов, несмотря на техническое превосходство. Беломорская кампания окончилась неудачной атакой на Соловецкий монастырь и грабежом прибрежных населённых пунктов. Во время действий на Тихоокеанском театре силами коалиции был оккупирован остров Уруп, но атака на Петропавловск окончилась провалом. Потерпел неудачу союзный флот и в Балтийской кампании.

К концу 1855 г. человеческие потери и материальные издержки обеих сторон, а также противоречия в лагере союзников привели Европу и Россию к переговорам о мире. В феврале 1856 г. в Париже открылся дипломатический конгресс, и в марте по его итогам был подписан Парижский мирный договор. Россия сохранила Крым (захваченные территории были возвращены в обмен на турецкую крепость Карс) и остров Уруп, но лишилась устья Дуная и южной части Бессарабии, а также протектората над Дунайскими княжествами и православными поддаными Турции; Чёрное море объявлялось нейтральным, Россия и Турция теряли право держать там военные флоты и арсеналы. Об окончании этой войны канцлер К. В. Нессельроде в апреле 1856 г. писал: "Мирный договор, заключённый в Париже, положив конец войне, и, следовательно, коалиции, образовавшейся против России, оставляет нас – не надо скрывать это от себя – в неизвестности относительно наших будущих политических отношений. <...> Причины, вызвавшие коалицию, продолжают существовать". А значит, сохраняла злободневность и картографическая сатира Т. Онвина.

Шифр: К 3-Евр 2/588 (сист. №011990822)

Новинки электронной библиотеки.

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант