Поводом для Крымской войны стал спор православного и католического духовенства за право контроля над христианскими святынями Палестины, принадлежавшей Турции, и протектората России над православными, составлявшими почти треть населения страны и абсолютное большинство паломников. Давнее межконфессиональное соперничество вспыхнуло с новой силой в 1850 г. и, быстро утратив самостоятельную роль, привело к новому витку военное и экономическое противостояние между Францией, Англией, Турцией и Россией на Ближнем Востоке, Балканах и в Чёрном море. Вопреки международным договорённостям султан шёл на уступки католикам и игнорировал протесты Петербурга. Последним средством заставить Турцию соблюдать права Православной Церкви стало вступление русских войск летом 1853 г. в Дунайские княжества Молдавию и Валахию, вассальные турецкие территории под российским протекторатом по Адрианопольскому мирному договору (1829 г.). Дипломатические усилия не давали результата, а когда стараниями британской стороны сорвалось принятие компромиссной Венской ноты, пути к мирному разрешению конфликта закрылись окончательно. Заручившись обещанием поддержки Франции и Англии, Турция объявила России войну. Победы русского оружия заставили союзников поспешить на помощь Османской империи; об их вступлении в войну было объявлено 15 (27) марта 1854 г., и вскоре военные действия перекинулись с Крымского театра на Кавказ, Балтику, Белое море и Дальний Восток.
На карте участники этих событий предстают в ярких образах, свидетельствующих о политических пристрастиях художника. Особенно красноречивы изображения четырёх противоборствующих держав – Франции, Англии, Турции и России. Франция и Англия показаны как вооружённые орёл и лев (за львом притаился кролик-Уэльс и крестьянин-Ирландия). Азиатская Турция представлена в виде головы дремлющего верблюда, а за ним пасть Аль-Джазиры. Европейская Турция изображена индюком в феске; левой лапой он вцепился в Босфор и Константинополь, а правой накрывает пламя греческой свечи гасильником. Греция была единственной союзницей России, но вмешательство Франции и Англии в греко-турецкие отношения и оккупация города Пирей принудили её к нейтралитету. Из европейских держав к антироссийской коалиции присоединилось только Сардинское королевство ради выгод от сближения с Францией и Англией в своих планах на объединение Италии. Социально-экономические проблемы раздробленной Италии эпохи Рисорджименто воплотились в образе перепуганной бегущей собаки, к её лапе привязана кастрюля – это Сицилия, крупнейший центр революционного движения. Все остальные страны, хотя и опасались военного и экономического усиления России, сочли более выгодным сохранять по отношению к ней "неприязненный нейтралитет" и не принимать в войне непосредственного участия. Их позиция колебалась в зависимости от того, как изменялся баланс сил в ходе военных действий. Австрия, где в 1848 г. благодаря военной помощи России было подавлено венгерское восстание и предотвращена гражданская война, выступила лишь как посредник в переговорах. На карте о её двойственной позиции говорит расколотый герб на груди двуглавого орла; в его перья заправлены дипломатические бумаги, среди которых текст Венской ноты. Прусский геральдический символ, чёрный орёл, показан в виде флюгера. Основными знаками германского нейтралитета стали пивная кружка и пенковая трубка. Испания прячет лицо за веером – до конца войны она так и не объявила о нейтралитете в стремлении получить гарантии целостности своих заокеанских владений и воспользоваться благоприятной экономической конъюнктурой. Россия показана в виде медведя с плетью, шагающего на восток, но оглядывающегося на запад. Очертания его левой лапы соответствуют Крыму, англичане и французы отстригают ему когти, русские корабли лежат восточнее с надписью «Русский флот невидим». Мятежный Кавказ показан как ряд извергающихся вулканов. Польша – печальная дева, закованная в цепи. На севере союзные эскадры приближаются к улыбающейся Финляндии при полнейшем одобрении Дании и Швеции. Однако их торжество преждевременно: во-первых, война разрушила морскую торговлю, а во-вторых, если в Крыму союзники нанесли российской армии ряд поражений и захватили южную часть Севастополя, на северных театрах войны они не добились решительных успехов, несмотря на техническое превосходство. Беломорская кампания окончилась неудачной атакой на Соловецкий монастырь и грабежом прибрежных населённых пунктов. Во время действий на Тихоокеанском театре силами коалиции был оккупирован остров Уруп, но атака на Петропавловск окончилась провалом. Потерпел неудачу союзный флот и в Балтийской кампании.
К концу 1855 г. человеческие потери и материальные издержки обеих сторон, а также противоречия в лагере союзников привели Европу и Россию к переговорам о мире. В феврале 1856 г. в Париже открылся дипломатический конгресс, и в марте по его итогам был подписан Парижский мирный договор. Россия сохранила Крым (захваченные территории были возвращены в обмен на турецкую крепость Карс) и остров Уруп, но лишилась устья Дуная и южной части Бессарабии, а также протектората над Дунайскими княжествами и православными поддаными Турции; Чёрное море объявлялось нейтральным, Россия и Турция теряли право держать там военные флоты и арсеналы. Об окончании этой войны канцлер К. В. Нессельроде в апреле 1856 г. писал: "Мирный договор, заключённый в Париже, положив конец войне, и, следовательно, коалиции, образовавшейся против России, оставляет нас – не надо скрывать это от себя – в неизвестности относительно наших будущих политических отношений. <...> Причины, вызвавшие коалицию, продолжают существовать". А значит, сохраняла злободневность и картографическая сатира Т. Онвина.
Шифр: К 3-Евр 2/588 (сист. №011990822)
Новинки электронной библиотеки.