Издание было приурочено к первой постановке оперы на сцене Большого театра в Москве 11 января 1867 года.
Сначала композитор написал кантату “Торжество Вакха” по одноименному стихотворению Александра Сергеевича Пушкина. Она прозвучала на публике лишь однажды в 1846 году, и затем Даргомыжский решил переработать ее в лирическую оперу-балет. Однако постановку оперы на сцене композитору пришлось ждать почти 20 лет! Отчасти это было следствием его разногласий с Дирекцией Императорских театров по поводу постановок других опер - “Русалки” и “Эсмеральды”. С другой стороны, в репертуарной политике тех лет существовал приоритет итальянской оперы и добиться постановки отечественной оперы было не так просто.
В 1866 году в письме к певице Любови Кармалиной Даргомыжский пишет: “...Мне вообще не везет. Например, 17 лет тому назад я написал “Торжество Вакха”. До сих пор не слыхал его на сцене. Обещают поставить его в Москве. Два раза уже обманули. Не знаю, что будет нынешней зимой...”
Опера-балет состоит из одного действия в двух картинах. Оригинальность ее сюжета в том, что в нем нет остроконфликтной линии. Это музыкально-хореографическое представление, рисующее праздник в честь встречи бога виноделия и плодородия - Вакха (Диониса). Сменяющие друг друга арии, хоровые, танцевальные сцены создают тип представления-дивертисмента, пронизанного единым настроением ликования.После первой постановки на театральных подмостках “Торжество Вакха” успешно исполнялось и в концертной версии, что возвращает к истокам создания этой оперы, выросшей из кантаты.
Новинки электронной библиотеки.