Пантелеймоново Евангелие — рукопись новгородского происхождения: об этом свидетельствует и язык памятника (он содержит черты древненовгородского диалекта), и тот факт, что книга дошла до нас в составе Библиотеки новгородского Софийского собора.
Свое название рукопись получила по имени одного из персонажей миниатюры — великомученика Пантелеймона, который, мог быть патроном заказчика рукописи. Сюжет изображения — святой-целитель Пантелеймон и великомученица Екатерина — уникален для книжной миниатюры. Она могла быть выполнена по обету — в память исцеления больного, который молился им о здравии, поскольку и Пантелеймон и Екатерина традиционно почитались как святые целители. На боковом поле последнего листа книги рядом с миниатюрой помещена запись, в которой содержится благопожелание заказчику рукописи и перечисляются сделанные им вклады (икона, колокол, книги), далее следует известие о писце Евангелия попе Максиме и ряд традиционных формул. Запись дошла до нас в неполном виде: ее первая часть (14 строк) находилась на предыдущем листе рукописи, в настоящее время утраченном (очевидно, там было названо имя заказчика и дата написания книги); текст записи на л. 224 тоже пострадал — край листа был срезан при переплете. Неполнота сведений, представленных в записи, позволяет исследователям выдвигать различные гипотезы о происхождении книги. Одна из последних принадлежит Л. В. Столяровой, которая отождествила заказчика Евангелия с великим князем Изяславом Мстиславичем (ум. 1154 г.), в крещении носившем имя Пантелеймон.Книга поступила в Публичную библиотеку в 1919 г. в составе собрания новгородского Софийского собора.
Евангелие апракос полный («Пантелеймоново евангелие»). — XII — нач. XIII в. — Писец Максим Тошинич. — 1° (34 × 27, 1). 224 л. — Пергамен. Устав, в два столбца. Миниатюра с изображением св. Пантелеймона и св. Екатерины. Заставки и инициалы с элементами старовизантийского стиля красками и киноварью. Запись писца Максима Тошинича, попа церкви Вознесения и Иоанна Предтечи. Переплет — доски в коже с тиснением. — Инв. № 1.
Рукописная книга форматом в лист, написана на пергамене типом письма устав, текст в два столбца. Писец поп Максим Тошинич. На последнем листе книги помещена полностраничная миниатюра, изображающая на киноварном фоне свв. Пантелеймона и Екатерины. В рукописи две заставки старовизантийского стиля с элементами плетенки: на л. 1 заставка в форме полукруга с изображением двух птиц по сторонам — киноварью и красками; на л. 86 киноварная заставка «покоем» (т. е. в форме буквы «П»). Многочисленные орнаментированные инициалы старовизантийского стиля выполнены киноварью с применением зеленой и желтой красок, в композицию нескольких инициалов включены изображения птиц. Переплет нач. XVI в. — доски в коже с тиснением.Шифр РНБ: Соф. 1.