РНБ Российская национальная библиотека
03.03.2021

Книжные памятники. Топ 100. Русская народная картинка «Цирюльник и раскольник»

Цырюльник хочет раскольнику бороду стричь. — [Москва, 177-]. — Грав. на дер. 38 × 30 см. — Оттиск с доски первой половины XVIII в., обрезан по рамке. Единственный сохранившийся экземпляр.

Справа на листе изображен цирюльник в фартуке с ножницами, он держит за бороду раскольника. Слева вверху надпись: «Раскольник Говорит слушай цырюльник я бороды стричь не хочу вот Гледи я на Тебя скоро караул закричу». Надпись над цирюльником: «Цырюльник хочет раскольнику бороду стричь».

Лубочная картинка: «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь».
Одежда раскольника на гравюре похожа на ту, которая предписывалась «бородачам и раскольникам» по указу Петра I «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении им особого платья», изданному в 1722 г. (Полное собрание законов Российской империи. Т. 6. № 3944). Настоящий указ подтверждал предыдущие Петровские указы, касательно мер по отношению к раскольникам и другим светским лицам, продолжавшим отпускать бороды, однако, помимо уплаты штрафа пятьдесят рублей в год, обязывал их носить платье старого русского образца, а именно «зипун со стоячим клееным козырем, ферези и однорядку с лежачим ожерельем». Костюм раскольников отличался от прочих, к тому же, стоячим воротником красного цвета. Не исполняющих приказ полагалось приводить к комендантам, воеводам или приказным, взимать с них штраф и забирать несоответствующий указу костюм. Д. А. Ровинский полагал, что этот лубок был создан по приказу самого Петра I «для осмеяния раскольничьяго упорства» (РНК. Т. 5. С. 161).

В гравюре нашло отражение противостояние старого и нового — традиционных устоев Древней Руси и привнесенной Петром западной модели общества.

Лист происходит из коллекции Адама Васильевича Олсуфьева (1721—1784), сенатора, статс-секретаря императрицы Екатерины II. В отделе эстампов хранится лишь меньшая часть его собрания — русские гравюры и лубочные картинки, объединенные в тринадцать томов. Большинство листов, кроме копий с гравюр Ватто, также хранящихся в РНБ, были утрачены — сгорели в Москве во время пожара 1812 г. Коллекция русской народной картинки Олсуфьева уникальна по своей полноте и многообразию представленных сюжетов. До 1915 г. собрание находилось в библиотеке Белосельских-Белозерских и впоследствии было передано в дар Императорской Публичной библиотеке.

Шифр РНБ: Э Олс/6-1214.

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант