Под заголовком следуют два столбца по двадцать две и двадцать рифмованных строк с указаниями того, как подобает вести себя в гостях: «Где посадят тут и сиди ‹…› изволь сидеть честно аобъявляю сие нелестно». Внизу — подпись гравера Дмитрия Скобелкина, работавшего во второй половине XVIII в.
На изображении справа помещена группа людей: трое пирующих за столом, музыкант и слуга, слева — человек, возле которого надпись: «указывай дома».
Поведение в гостях и за столом, как неотъемлемая часть общественных отношений, строго регламентировано еще в «Домострое» — собрании наставлений XVI в. В конце XVII — первой четверти XVIII в. этот нравоучительный сюжет появляется в гравюре на дереве. Известно несколько вариантов лубочных картинок на этот сюжет, в том числе поздние издания XIX в. Оригиналом для гравюр на меди послужила гравюра на дереве первой половины XVIII в. (Ровинский. Т. 1. № 97). В XVIII в. текст в лубке приобретает большее значение, расширяется, на данной гравюре текст занимает уже половину листа и размещается под изображением, а не в нем.Назидательные листы были чрезвычайно популярны в народе — русский фольклор богат различного рода пословицами и поговорками поучительного характера, большое хождение имели сборники наставлений и мудрых изречений, касательно всех сторон жизни человека, все это находило отражение и в лубке.
Среди таких лубков например, лист «О завидливом» — «Завидливый сохнет о том, когда видит счастье в ком». Изображения являлись наглядной иллюстрацией того или иного наставления, часто они заимствовались из иностранных образцов, как например в лубке «Щипли сам себя за нос» изображена птица с лицом на груди, схватившая себя за нос, — это немецкий аналог русской пословицы «Других не суди — на себя погляди». «Знай себя, указывай в своем доме» — тоже один из множества вариантов пословиц на тему «Свое-чужое»: «Знай, сверчок, свой шесток!» или «Указчик Ерема, указывай дома!». Композиция и рисунок лубка заимствованы из иностранной гравюры, но, благодаря тексту, лист наполнился новым содержанием. Несмотря на серьезность наставлений, в лубке они часто подавались в рифмованной или забавной форме, чтобы служить не только назиданием, но и развлекать зрителя.
Лист происходит из коллекции Адама Васильевича Олсуфьева (1721—1784), сенатора, статс-секретаря императрицы Екатерины II. В отделе эстампов хранится лишь меньшая часть его собрания — русские гравюры и лубочные картинки, объединенные в тринадцать томов. Большинство листов, кроме копий с гравюр Ватто, также хранящихся в РНБ, были утрачены — сгорели в Москве во время пожара 1812 г. Коллекция русской народной картинки Олсуфьева уникальна по своей полноте и многообразию представленных сюжетов. До 1915 г. собрание находилось в библиотеке Белосельских-Белозерских и впоследствии было передано в дар Императорской Публичной библиотеке.
Скобелкин, Дмитрий. Знай себя, указывай в своем доме / грыдоровал дмитри скобелкин. — [Москва, 175- — 177-]. — Резц. грав., офорт. 36,5 × 27,5 см. — Лист обрезан по рамке. Единственный сохранившийся экземпляр.
Шифр РНБ: Э Олс/6-1187.