РНБ Российская национальная библиотека
19.04.2021

Книжные памятники. Топ 100. Устав церковный иерусалимский. 1494 г.

Киноварный заголовок и рукописный экслибрис священноинока Досифея
Рукописная книга форматом в четвертую долю листа, написана на мануфактурной вержированной бумаге с водяными знаками (Звезда, Рука, Лилия) полууставом, одним почерком. Киноварные инициалы. Переплет XVII в. — доски в коже с тиснением.

Устав определяет порядок церковных служб и регламентирует употребление богослужебных книг. Иерусалимский устав, созданный в VI в. в лавре Саввы Освященного близ Иерусалима и претерпевший несколько редакций на византийской и южнославянской почве, распространился на Руси во второй половине XIV в. Устав состоит из двух основных частей: общей части, предваряемой оглавлением и наставлением игумену о соблюдении устава, и месяцеслова (устава церковной службы по месяцеслову).

Оглавление книги «Устав церковный иерусалимский» 1494 г.
Наставление игумену из книги «Устав церковный иерусалимский» 1494 г.
Далее следуют дополнительные статьи к общей части Устава. В месяцеслове упоминаются русские памяти: Михаила и Феодора Черниговских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Знамения от иконы Богородицы в Новгороде, митрополитов Московских Петра, Алексея, Ионы, Дмитрия Прилуцкого, князей Владимира, Бориса и Глеба, Антония Печерского, Леонтия и Игнатия Ростовских, Кирилла Белозерского. Кроме того, на полях рукописи имеются позднейшие приписки памятей Иоанна Новгородского, Савватия и Зосимы Соловецких, Никона Радонежского, Александра Невского, Макария Калязинского, Михаила Клопского, Пафнутия Боровского, Дионисия Глушицкого, Павла Комельского. Это важное свидетельство формирования русского пантеона святых.

«Устав церковный иерусалимский» 1494 г.
В книге содержится запись, сообщающая, что рукопись создана по заказу священноинока Досифея во время правления Ивана III Васильевича, при архиепископе Новгородском Геннадии. Слова «Священноинока Досифея» вписаны в круг, образованный первой буквой «С», — это первый русский экслибрис. Далее в форме повествования от имени Досифея говорится о том, что эта книга послана им в Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь. Упоминаются еще 24 книги, предназначенные для Соловецкого монастыря, причем 17 из них уже перечислялись в аналогичной записи в досифеевской Кормчей 1493 г. (Сол. 863/968), а четыре книги еще только заказаны. В конце записи указана дата — 1494 г.

Заказчик рукописи, священноинок Досифей (ум. после 1514 г.) — библиофил и писатель, составивший первое жизнеописание преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Данная книга из «досифеевского» комплекса имеет особую ценность, так как содержит датированный 1494 г. перечень заказанных Досифеем рукописей. Эти данные, вместе с описями монастырского имущества, являются основой для выявления досифеевских книг в составе Соловецкого собрания, с 1928 г. хранящегося в Российской национальной библиотеке (ф. 717).

Рукописный экслибрис священноинока Досифея
Последний лист книги «Устав церковный иерусалимский» 1494 г.
Устав церковный иерусалимский. — 1494 г. — Новгород. — 4º (20,3 × 13,5). V + 445 л. — Полуустав одной руки. Заголовки и инициалы киноварные. Запись о создании книги в 1494 г. во время правления царя Ивана III, при митрополите Зосиме, архиепископе новгородском Геннадии по заказу священноинока Досифея, который отправил эту книгу вместе с другими заказанными в Новгороде книгами в Соловецкий монастырь (приведен перечень книг, отправленных вместе с Уставом, а также отправленных годом ранее). Рукописный экслибрис священноинока Досифея. Переплет — доски в коже с тиснением. — Инв. № 1209.

Шифр РНБ: Сол. 1128/1237.

СМИ о событии:

news.myseldon

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант