РНБ Российская национальная библиотека
21.04.2021

Книжные памятники. Топ 100. Народная картинка «Мыши кота погребают»

Сюжет о погребении кота мышами является одним из самых любимых и часто встречающихся в народной картинке с XVII в. вплоть до начала XX в. Существуют его различные варианты и многократные повторения. Лист из собрания А. В. Олсуфьева относится к числу наиболее ранних лубков на этот сюжет.

«Мыши кота погребают: Мышь едит на колесах» XVIII в.
В западноевропейском искусстве известны гравюры, изображавшие похоронные процессии. Вероятно, идея была заимствована русскими мастерами, но изложение приобрело шуточный характер, погребальная процессия с котом и мышами стала своеобразной пародией.

В левом нижнем углу со связанными лапами изображен покоящийся на санях кот. Надпись представляет собой шуточный титул животного: «Кот казанскои а ум астраханскои а разум сибирскои», — и отсылает к фольклорному персонажу, неоднократно появляющемуся в лубочной картинке. По всей поверхности листа размещены фигурки мышей, которые выполняют разнообразные функции: несколько мышек волокут на лямках сани с котом — »...прозванием они макары. лямками кота тянут надсадно работают бесстыдно», «пирожница» несет короб с пирогами, другие тащат напитки для поминок («скляница вина вруках»), еще одна, «Емелка могиляк», «идет землю ковырять», мышь-музыкант «ввалынку играет песни кота проклинает». Информация о «роде занятий» мышей содержится в многочисленных кратких подписях, выполненных в шуточной форме, и заполняет практически все свободное пространство листа.

Современными исследователями опровергнута ранняя трактовка сюжета, когда изображение похорон кота связывали с сатирой на Петра I. М. А. Алексеева убедительно доказывает, что русская народная картинка лишена конкретности, она шире узкого политического контекста. «Мыши кота погребают» — пример народной смеховой культуры, сюжет, в основе которого лежит идея «перевернутости», когда происходит нарушение естественного хода вещей, где сильный и слабый меняются местами, прием, ведущий свое начало от средневековой культуры.

Лист происходит из коллекции Адама Васильевича Олсуфьева (1721—1784), сенатора, статс-секретаря императрицы Екатерины II. В отделе эстампов хранится лишь меньшая часть его собрания — русские гравюры и лубочные картинки, объединенные в тринадцать томов. Большинство листов, кроме копий с гравюр Ватто, также хранящихся в РНБ, были утрачены — сгорели в Москве во время пожара 1812 г. Коллекция русской народной картинки Олсуфьева уникальна по своей полноте и многообразию представленных сюжетов. До 1915 г. собрание находилось в библиотеке Белосельских-Белозерских и впоследствии было передано в дар Императорской Публичной библиотеке.

[Мыши кота погребают]: Мышь едит на колесах ... — [Москва, 177-]. — На 2 склeен. л.: грав. на дер. 35,5 × 60 см. — Оттиск с доски конца 17 — начала 18 в., обрезан по рамке. Единственный сохранившийся экземпляр.

Шифр хранения: Э Олс/11-2317.

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант