Книжные памятники. Топ 100. Торжественник триодный. 1493 г.
Рукописная книга форматом в лист, написана на мануфактурной вержированной бумаге с водяными знаками (Голова быка, Лилия) типом письма полуустав. Текст в два столбца, с тонкими орнаментированными киноварными инициалами. Заставка красками с золотом неовизантийского стиля с вписанным чернилами в киноварном круге (буква «С») экслибрисом игумена Досифея («Священноинока Досифея»). Переплет — доски в коже с тиснением.
Торжественник триодный — это календарный сборник, содержащий проповеди на круг подвижных праздников года (тех праздников, которые зависят от дня Пасхи) и синаксари (т. е. собранные сведения, сказания о церковных празднествах и торжествах). Происхождение древнерусского торжественника связано с богослужебными потребностями — это проповеди преимущественно на утренней службе. Данный Торжественник, помимо святоотеческих слов (Иоанна Златоуста, Григория Великого, Ефрема Сирина и др.), содержит гомилии древнерусского автора XII в. — Кирилла Туровского, а также исторические памятники: Сказание об иконе Богородицы Римской и Сказание об осаде Константинополя 626 г. (в связи с этим событием отмечена одна из первых фиксаций в источниках славянских племен, принимавших участие в осаде города на стороне аварского кагана).
В книге читается запись с указанием времени создания рукописи (1493 г.) и имени заказчика — священноинока Досифея. Имя заказчика зашифровано тайнописью. Это одна из тех книг, которые были заказаны Досифеем в Новгороде специально для Соловецкого монастыря и стали основой Соловецкой библиотеки. Досифей — ученик преп. Зосимы, библиофил и писатель — непродолжительное время был игуменом Соловецкого монастыря. В этом Торжественнике экслибрис вписан в заставку. Это свидетельство того, что Досифей не только заказывал переписку книг, но и принимал непосредственное участи в их создании, несомненно, подбирал состав текстов, демонстрируя при этом широту своего кругозора.
Книга замечательна еще и тем, что имеет непосредственное отношение к почитаемому святому соловецкого пантеона — преподобному Елеазару (ум. в 1656 г.), основавшему в начале XVII в. Свято-Троицкий скит на Анзерском острове Соловецкого архипелага. Елеазар известен не только своими предсказаниями (он предрек царю Михаилу Федоровичу рождение сына, впоследствии царя Алексея Михайловича), но и тем, что был учителем будущего патриарха Никона, постриженика Анзерского скита. Запись сообщает о покупке этой книги, вместе с Торжественником минейным (Сол. Анз. 83/1448) в 1632 г. строителем Анзерской пустыни Елеазаром. Он, так же как в свое время Досифей, приложил огромные усилия для создания скитской библиотеки: сам переписывал книги, делал книжные вклады, приобретая рукописи. Библиотека Анзерского скита, насчитывающая ок. 100 рукописных книг, поступила в Публичную библиотеку в 1928 г. в составе Соловецкого собрания (ф. 717).
Торжественник триодный. — 1493 г. — 1º (30,0 × 20,5). III + 332 л. Полуустав одной руки. На л. II—III об. оглавление полууставом XVII в. Текст в два столбца. На л. 1 заставка красками с золотом неовизантийского стиля с вписанным чернилами в киноварном круге экслибрисом игумена Досифея. Тонкие орнаментированные киноварные инициалы. Переплет исконный — доски в коже с тиснением. На л. 332 полууставом запись с датой создания рукописи и зашифрованным тайнописью именем заказчика и вкладчика — священноинока Досифея. На л. I скорописью запись о покупке этой книги и Торжественника минейного (Сол. Анз. 83/1448) в 1632 г. строителем Анзерской пустыни Елеазаром. На л. 1 экслибрис игумена Досифея (вписан в заставку). — Инв. № 1398.