Лист целиком занимает изображение Александра Македонского верхом на коне, с копьем в руке. Вверху надпись: «црь александр македонский».
Существует парная ей гравюра «Пор царь Индийский». Известен только один экземпляр этих лубков, который находится в собрании Олсуфьева. Оба изображения повторяют фигуры царей в лубке «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором царем Индийским». Некоторые исследователи, отмечая близкий к квадратному формат листа, подчеркивают сходство композиции и некоторых деталей лубка с изображением Александра Македонского на русских изразцах. В русское изобразительное искусство, в том числе и лубочное, образ Александра Македонского перешел из литературных источников.
Интерес к личности македонского царя не угасал со времен эллинистической эпохи. Для многих народов на протяжении нескольких веков образ Александра оставался эталоном величия и мужественности. Бытовали разные версии жизнеописаний Александра Македонского и романов, рассказывающих о подвигах царя и вымышленных чудесных событиях, происходивших с ним. Источником для многочисленных переводов и подражаний явился позднеантичный роман об Александре Псевдо-Калисфена. На почве христианства тексты были значительно переработаны. В Средние века в Европе сложился целый цикл рыцарских романов о македонском царе, не многим уступавший по популярности сказаниям о короле Артуре. Полулегендарные рассказы об Александре Македонском проникли и в восточный эпос, и в литературу славянских народов.В русской традиции комплекс преданий об Александре называли «Александрией». Исследователи полагают, что русские редакции этих памятников появляются уже в XII—XIII вв. Существует также так называемая «Сербская Александрия», роман появившийся в России в XV в. Одним из самых ранних списков этой редакции считается список монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина, созданный в конце XV в. Судя по тому, что до настоящего времени дошло много списков XVII—XVIII вв., в том числе и лицевых, этот роман был достаточно популярен на протяжении долгого времени. Помимо захватывающего сюжета и рассказов о далеких фантастических землях, в «Александриях» затрагивались извечные вопросы бренности земной жизни, бессмертия души, страшного суда.
Лист происходит из коллекции Адама Васильевича Олсуфьева (1721—1784), сенатора, статс-секретаря императрицы Екатерины II. В отделе эстампов хранится лишь меньшая часть его собрания — русские гравюры и лубочные картинки, объединенные в тринадцать томов. Большинство листов, кроме копий с гравюр Ватто, также хранящихся в РНБ, были утрачены — сгорели в Москве во время пожара 1812 г. Коллекция русской народной картинки Олсуфьева уникальна по своей полноте и многообразию представленных сюжетов. До 1915 г. собрание находилось в библиотеке Белосельских-Белозерских и впоследствии было передано в дар Императорской Публичной библиотеке.
[Царь Александр Македонский] — [Москва, 177-]. — Грав. на дер. 32,5 × 29,3 см. — Оттиск с доски первой половины XVIII в., обрезан по рамке. Единственный сохранившийся экземпляр. Инв. № Эж999.
Шифр РНБ: Э Олс/6-1206.