На первом плане оказывается не столько история монастыря, сколько судьба героев. Действие отнесено к XIII веку: «Лета мироздания 6773‑го года [1265 г.] составлен бысть Отрочь манастырь тщанием и рачением великого князя Ярослава Ярославича Тверского и великоя княгини богомудрой Ксении по совокуплении их законного брака в четвертое лето по прошению и молению любимого его отрока Григория, а во иноческом чину Гурия».
Такое начало готовит читателя не к историзму, а к занимательности повествования. Сюжет произведения искусно выстроен и основан на фольклорных мотивах. Вещие сновидения героев и дар предвидения «мудрой девы», соколиная охота (в фольклоре связанная с гаданием) и символика свадебного обряд, — все это придает Повести неповторимую поэтичность. Не случайно произведение имеет множество реминисценций в литературе нового времени.Книга интересна и тем, что принадлежит к «копийной» части коллекции русских рукописей в составе Эрмитажного собрания (имеется экслибрис — внутренняя сторона верхней крышки переплета). Императрица Екатерина II, основавшая Эрмитажную библиотеку, специальным распоряжением повелела «собрать сколько можно известия летописцев и переслать их в Петербург». Эти известия большей частью собирали путем изготовления копий текстов с рукописных книг, хранившихся в монастырских библиотеках и архивах. Такой копией и является данная рукопись, — читая ее, просвещенная императрица постигала не только историю, но и душу русского народа.
В 1852—1862 гг. Эрмитажное собрание рукописей было передано в Императорскую Публичную библиотеку (ныне Российская национальная).Повесть о Тверском Отроче монастыре. — Втор. пол. XVIII в. — 4º (20 × 16). 20 л. — Скоропись. Заголовок и инициалы чернилами. Текст взят в рамку, очерченную двойной линией чернилами. Переплет — картон, оклеенный бумагой розового цвета, корешок и уголки коричневой кожи. Инв. № 602.
Шифр РНБ: Эрм. 455.
СМИ о событии: