28 февраля в зале Корфа Российской национальной библиотеки (пл. Островского, д. 1/3) состоялось открытие выставки "Сестры вереска: сестры Бронте и английская литература".
На языке цветов вереск - это символ одиночества и безнадежности, что сродни судьбам трех сестер (нереальность замужества из-за отсутствия приданного и ранняя смерть всех трех). В центре внимания выставки - феномен сестер Бронте, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю английской и мировой литературы. Их книгами зачитывались современники, а в наши дни романы Шарлотты, Эмили и Энн Бронте переведены на десятки языков и многократно экранизированы. Историки литературы до сих пор не могут найти ответ, как девушки из бедной семьи, не получившие специального образования, смогли создать столь значительные для своего времени произведения.
В первой части выставки в РНБ представлено единственное приданое сестер - литературное. Среди экспонатов - прижизненные издания из фондов библиотеки, а также издания английских авторов, оказавших влияние на творчество писательниц и книги их литературных последователей.
Первая публикация сестер была общей. В 1846 г. под мужскими псевдонимами они издали сборник "Стихи Каррера, Элис и Эктона Белл". В дальнейшем каждая выбрала свой путь. За свою жизнь Шарлотта Бронте написала несколько десятков стихов и четыре романа: "Учитель" (1847 г., опубликован в 1857 г.), "Джейн Эйр" (1847 г.), "Ширли" (1849 г.) и "Городок" (1853 г.). Эмили Бронте также была поэтессой, а в 1847 г. создала роман-бестселлер "Грозовой перевал". Младшая из сестер, Энн - автор стихотворений и двух популярных романов "Агнес Грей" и "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла".
Вторая часть выставки рассказывает о судьбе сестер, о быте и нравах викторианской Англии и дополнена сканированными документами, предоставленными для экспозиции в РНБ Домом-музеем семьи Бронте (Хоэрт, Уэст-Йоркшир, Англия). Посетители выставки могут познакомиться с рукописями сестер и узнать, как выглядел дом английских писательниц.
Экспозиция рассказывает не только о жизни семьи Бронте, но и о судьбе женщин викторианской Англии. В обществе той эпохи были особые правила, подчас не связанные с желаниями самих женщин. Не вступить в брак и быть одинокой считалось трагедией. В этом разделе представлены такие издания, как "Женщины Англии" (1839 г.) Сары Стикни Эллис, "Как быть счастливым в браке" (1885 г.) Эдварда Харди, "Жизнь Шарлотты Бронте" (1857 г.) Элизабет Гаскелл, а также современные исследования "Женщины Викторианской Англии: от идеала до порока" Кати Коути и Кэрри Гринберг.
В России популярность талантливых романисток также велика, и вызвано это не только вниманием к их творчеству, но и к самим фигурам писательниц, их жизни, семейному укладу. В XIX-XX вв. и в XXI в. российские ученые и литературные критики активно обращаются к творчеству этой семьи. Среди литературоведческих трудов стоит выделить работы Екатерины Гениевой, известного филолога, культурного деятеля, изучавшей феномен необыкновенного литературного таланта англичанок.
Выставка в РНБ поможет узнать мир викторианской женщины, блистающей ли в высшем свете или занимающейся тяжёлым трудом, а также ответить на вопрос, была ли трагедией для сестер Бронте их судьба?
"Я хотя и одинока, но не несчастна, у меня есть тысяча причин благодарить Бога" (из письма Шарлотты Бронте своему биографу Элизабет Гаскелл).
В открытии выставки приняла участие представитель Генерального консульства Великобритании в Санкт-Петербурге Элизабет Уэбб.
Выставка продолжит работу до 15 апреля.
Вход по читательскому билету в часы работы библиотеки.
СМИ о событии:
Министерство культуры РФ, ТК "Санкт-Петербург" (Хорошее утро), ТК "Культура", Санкт-Петербургские ведомости, ИА "Мангазея", Культура.РФ