РНБ Российская национальная библиотека
17.03.2022

Книжные памятники. Топ 100. Требник. 1504 г.

Требник относится к числу православных богослужебных книг, употребляемых не в ежедневном храмовом богослужении, а в частных случаях.

Киноварный заголовок
Он содержит последования священнодействий, совершаемых по необходимости (по «потребности») в особых обстоятельствах жизни христианина: это молитвословия, сопровождающие рождение и крещение человека, вступление в брак, смерть. Так называемый «Большой требник» включает не только чинопоследования Таинств, но и многочисленные молитвы «на разную потребу»: на освящение зданий, вещей, пищи; при начале работы или учения; о помощи в бедствиях и т. п.

Рукопись начала XVI в., сохранившаяся в библиотеке Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, уникальна не только своим составом: исключительный интерес представляет история ее создания и бытования.

Надпись, свидетельствующая о принадлежности книги митрополиту Макарию (ок. 1482–1563)
Заголовок, написанный вязью, и киноварный инициал, украшенный растительным орнаментом
Из выходной записи писца дьячка Алексея следует, что книга была написана в 1504 г. в Новгороде «во обители святыя Богородица Рожества на Лисьи горы … благословением и повелением господина игумена Якима». Лисицкий Рождество-Богородицкий монастырь существовал в Великом Новгороде до середины XVIII в. Первое летописное упоминание о нем относится к 1389 г. (однако исследователи, опираясь на ряд косвенных данных, предполагают, что он мог быть основан гораздо раньше — в XII в.). На рубеже XIV и XV столетий эта обитель была значимым культурным центром новгородской земли: монастырь имел связь с митрополичьим двором, был прославлен своими пострижениками преподобным Арсением Коневским и святителем Евфимием Новгородским. Исследования последних десятилетий позволяют утверждать, что Лисицкий монастырь был и крупным центром книгописания. В настоящее время известно около полутора десятков рукописей XIV–XVI вв., происходящих (судя по выходным записям) из действовавшего при обители скриптория. Тематика этих книг, характер их письма и художественного оформления свидетельствует о связях лисицких книжников с Афоном и Византийским миром.

Выходная запись писца дьячка Алексея
Требник 1504 г. — образец русского книгописного искусства рубежа XV и XVI вв. Текст написан каллиграфическим полууставом (типом книжного письма, характерным для XV–XVII вв.). Крупные заголовки выписаны вязью, киноварные инициалы декорированы растительным орнаментом. Текст Требника, переписанный дьячком Алексеем, заканчивается на л. 626 об., далее следует трактат «Власфимия» (собрание церковно-канонических правил), переписанный рукой другого писца. Имя игумена Якима появляется еще в одной записи, помещенной на л. 627, — это своеобразное «молитвенное размышление», в котором заказчик и владелец книги, прибегая к формулам самоуничижения, сокрушается о своей греховности и просит у Бога милости и прощения. (Известно еще одно упоминание Якима в выходной записи Евангелия 1496 г. из собрания Новгородского музея-заповедника).
Трактат «Власфимия» (собрание церковно-канонических правил)

В XVII в. Требник уже находился в Соловецком монастыре и был надписан монастырским книгохранителем. Соловецкое предание называло владельцем книги митрополита Московского и всея Руси Макария (ок. 1482–1563) — об этом свидетельствует скорописная запись XVII в. Не исключено, что рукопись могла принадлежать святителю в 1526–1542 гг., когда он занимал Новгородскую архиепископскую кафедру.

Требник. - 1504 г. - 718 л. ; 1º (28,5 x 20,5) см.

Шифр РНБ: ОР РНБ. Сол. 1085/1194

Новинки электронной библиотеки

СМИ о событии:

БезФормата Санкт-Петербург

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант