В книге показана удивительная судьба Натальи Дмитриевны Фонвизиной, жене декабриста генерала Фонвизина, которая последовала за мужем в Сибирь на каторгу, оставив родителям двух своих детей-младенцев. Но не только этим она знаменита, Фонвизина повлияла на творчество нескольких классиков русской литературы. Когда Наташе было восемь лет, великий поэт В. А. Жуковский написал о ней стихотворение, потом посвятил ей свои строки Александр Одоевский. A. С. Пушкин взял ее судьбу в качестве прообраза Татьяны в романе «Евгений Онегин». «Ужель та самая Татьяна?». Да-да, та самая! В первых набросках романа Татьяну звали Наташей. Лев Толстой, прочитав «Исповедь» Натальи Фонвизиной, под ее влиянием начал писать роман «Декабристы», в котором главной героиней была жена декабриста Наталья. Как известно, из романа «Декабристы» вырос гениальный роман мировой литературы «Война и мир» с Наташей в центре произведения. Ф. М. Достоевский по пути на каторгу познакомился с Натальей Фонвизиной в Тобольске, она подарила ему Библию, с которой он не расставался до своего последнего дня.
Жарикова Т. В.
Добрый ангел Достоевского : [о Н. Д. Фонвизиной] : к 200-летию со дня рождения великого русского писателя Ф. М. Достоевского : [сборник] / Татьяна Жарикова. - Москва : Наша молодёжь, 2021. - 603, [2] с. : ил., портр., факс. ; 21 см.
Посмотреть издание в электронном каталоге и заказать для чтения в помещении РНБ
Список литературы по этой теме из фондов РНБ
Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881) -- Объект посвящения
Дополнительная литература из фондов РНБ
Достоевский Федор Михайлович -- (1821 - 1881) -- Биография
"Жизнь Достоевского была блестяща и жестока. Приговоренный к смертной казни как революционер, он избежал расстрела, пережил сибирскую ссылку и был принят в ближайшее окружение царя. У него было три великих любовных романа, каждый их которых омрачался изнурительной эпилепсией и пристрастием к азартным играм. Но в это время писались рассказы, публицистические произведения и романы, такие как ""Преступление и наказание"", ""Идиот"" и ""Братья Карамазовы"", признанные мировым достоянием и бесспорными шедеврами. В ""Достоевский in love"" Алекс Кристофи сплел в единое целое тщательно подобранные отрывки из произведений автора и исторический контекст. В результате получился роман, который погружает читателя в грандиозную перспективу мира Достоевского: от сибирского лагеря до игорных залов Европы, от сырых тюремных камер царской крепости до изысканных салонов Санкт-Петербурга. Также Кристофи рассказал истории трех женщин, чьи жизни были так тесно переплетены с жизнью писателя: чахоточной вдовы Марии, порывистой Полины, имевшей видения об убийстве царя, и верной стенографистки Анны, которая так много сделала для сохранения его литературного наследия. Кристофи создал мемуары, которые мог бы написать Достоевский, если бы не вмешались жизнь и литературная слава. Он дает новый портрет художника, который, возможно, был нам раньше не знаком: застенчивый, но преданный любящий, чуткий друг народа, верный брат и друг, а также писатель, способный проникнуть в глубины человеческой души. "
Кристофи А.
Достоевский in love : личная жизнь / Алекс Кристофи ; перевод с английского Ирины Николаевны Обаленской. - Москва : Inspiria : Эксмо, 2022 [т.е. 2021]. - 346, [1] с. : портр. ; 21 см.
Посмотреть издание в электронном каталоге и заказать для чтения в помещении РНБ
Список литературы по этой теме из фондов РНБ
Достоевский Ф.М. Федор Михайлович 1821 - 1881 -- Биография.
Дополнительная литература из фондов РНБ
Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881) -- Объект посвящения
Владимир Кантор, доктор философских наук, ординарный профессор НИУ-ВШЭ, заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ-ВШЭ), главный редактор журнала "Философические письма", в своей книге пытается уйти от националистического пафоса в анализе творчества великого писателя, показывая сложность его бытия в мире, ту сложность, которая и сделала его великим писателем. Перверсная нелюбовь Достоевского к Западу скрывала страсть и обожание западноевропейских гениев — Шекспира, Шиллера, Бальзака, а под копией "Сикстинской мадонны" Рафаэля он работал последние годы, под ней и скончался. Эти гении были его духоводителями, не говоря уже о постоянно читаемой им книге — Евангелии, пришедшем в Россию из Европы. Такой двуединый состав его внутреннего мира требует отчетливой артикуляции. Что и попытался сделать автор.
Кантор В. К.
Две родины Достоевского: попытка осмысления : монография / Владимир Кантор ; Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ-ВШЭ). - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2021. - 599, [1] с. : ил., портр. ; 22 см.. - (Российские Пропилеи / редкол.: Л.В. Скворцов (пред.) [и др.]). - Библиогр. в примеч. в конце гл.. - Список трудов авт.: с. 583-587. - Указ. имен: с. 588-597
Посмотреть издание в электронном каталоге и заказать для чтения в помещении РНБ
Список литературы по этой теме из фондов РНБ
Достоевский Федор Михайлович -- (1821 - 1881) -- Мировоззрение
Дополнительная литература из фондов РНБ
При всем обилии исследований, посвященных теме Достоевский и мировая культура, проблема Достоевский и античность не получила сколько-нибудь подробного освещения. Монография представляет собой всестороннее системное описание места и роли античной культуры в образовании Достоевского, ее влияния на творчество автора, а также его понимания значения и места античности в мировой истории. В работе описан процесс осмысления античных традиций в наследии Достоевского русской критикой, охарактеризована концепция античности в исследованиях Бахтина, исследовано значение античной истории и классических дисциплин в образовании и круге чтения Достоевского, проанализированы взгляды Достоевский на роль классического образовании в России, изучены восприятие и отражение античности в критике, публицистике и письмах Достоевского, а также развитие античных жанров, мотивов, образов, сюжетов, идей и философских концепций в художественных произведениях писателя и мыслителя. Издание рекомендовано специалистам, изучающим творчество Ф. М. Достоевского и историю русской литературы, а также широкому кругу читателей, неравнодушных к истории русской культуры.
Достоевский и античность : коллективная монография / [Е.К. Агапитова, Т.Г. Мальчукова, А.А. Скоропадская и др.] ; отв. ред.: А.Ю. Нилова [и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Петрозаводской государственный университет. - Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 2021. - 471 с. . : факс., табл. ; 25 . - (Источники и методы в изучении наследия Ф.М. Достоевского в русской и мировой культуре). Авт. указаны в содерж.. - Т.Г. Мальчуковой, Учителю и Наставнику, посвящается. - Библиогр.: с. 431-471 (524 назв.) и в подстроч. примеч.. - Указ. имен: с. 402-430 - 300 экз. - ISBN 978-5-907309-93-7 . . - Текст (визуальный) : непосредственный.
Посмотреть издание в электронном каталоге и заказать для чтения в помещении РНБ
Список литературы по этой теме из фондов РНБ
Античная литература -- Влияние на русскую литературу -- Сборники
Дополнительная литература из фондов РНБ
Достоевский Федор Михайлович -- (1821 - 1881) -- и мировая литература
Невероятная гениальность Ф. М. Достоевского, проявившаяся в его произведениях, до сих пор не осмысленных в полной мере, делает исследование его творчества «вечно» актуальным. В особенности это касается его учения о человеке, часто скрытом в глубине содержания его художественных произведений и выраженных только в виде намеков в публицистике и дневниковых записях. В условиях глубокого антропологического (а не только духовно-нравственного) кризиса современного человека, грозящего уже фатальной катастрофой всей земной цивилизации, обращение к философским идеям писателя является крайне актуальным научным заданием, ибо многие проблемы и опасности, возникшие перед человечеством, он не только пророчески предвидел, но и наметил пути их решения. Философская антропология Достоевского — это не просто компендиум проблем, изображенных им в художественных произведениях и поднятых в публицистике, но глубоко выношенная и концептуально осмысленная целостная система представлений о человеке, основанная на ключевых положениях его мировоззрения — духовном реализме, апофатике, почвенничестве, понимаемом как связь человека с трансцендентным миром, с родной землей и своим народом, экзистенциальный тип постановки и решения фундаментальных философских вопросов. Великий писатель был также непревзойденным мастером художественно-антропологических экспериментов, благодаря которым ему удалось показать бесконечную глубину и многомерность человека. В книге под этим углом зрения рассматривается ряд его произведений. В ней также дан анализ некоторых антропологических типов Достоевского, проведены герменевтические исследования отдельных его работ. Книга предназначена для философов, специалистов-достоевсковедов и широкого круга читателей, интересующихся творчеством Ф. М. Достоевского как писателя и мыслителя.
Соина О. С., Сабиров В.Ш.
Философская антропология Ф. М. Достоевского : монография : посвящается 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского / О. С. Соина, В. Ш. Сабиров. - Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2021. - 350, [1] с. ; 24 см.. - (Источники и методы в изучении наследия Ф. М. Достоевского в русской и мировой культуре). - Библиогр.: с. 347-349 и в подстроч. примеч.. - Указ. имен: с. 350-351
Посмотреть издание в электронном каталоге и заказать для чтения в помещении РНБ
Список литературы по этой теме из фондов РНБ
Достоевский Федор Михайлович -- (1821 - 1881) -- Философские взгляды
Дополнительная литература из фондов РНБ
Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881) -- Объект посвящения
Монография представляет собой искусствоведческое исследование, направленное на выявление характера идейно-образной связи между художественным миром произведений Ф. М. Достоевского и экранизациями его творчества. Среди русских классиков Достоевский является одним из самых экранизируемых в мире авторов. Огромное влияние творчества писателя на мировую культуру осуществляется, в том числе, через экранные воплощения его романов. Этим обусловливается искусствоведческая и идейно-практическая актуальность интерпретации столь сложных и глубоких произведений средствами кино. Монография адресована специалистам в области кино и литературы, а также всем, кто интересуется мировым кинематографом и творческим наследием Достоевского.
Круглов Р. Г.
Ф.М. Достоевский и кинематограф: проблемы интерпретации художественного мира писателя на экране : монография : [к 200-летию Ф.М. Достоевского] / Р.Г. Круглов ; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения". - Санкт-Петербург : СПбГИКиТ, 2020. - 219, [2] с., [1] л. цв. портр. : ил., портр., табл. ; 21 см.. - Библиогр.: с. 163-174 (157 назв.), 178 (5 назв.). - Экранизации произведений Ф.М. Достоевского. Фильмогр.: с. 178-220 (264 назв.)
Посмотреть издание в электронном каталоге и заказать для чтения в помещении РНБ
Список литературы по этой теме из фондов РНБ
Достоевский Федор Михайлович -- (1821 - 1881) -- и киноискусство
Дополнительная литература из фондов РНБ
Достоевский Ф.М. Федор Михайлович 1821 - 1881 Сочинения -- Экранизации.
В книге предлагается новая трактовка сюжетов о раздутой или ущемленной амбиции, характерных для русской литературной традиции XIX века. Дж. Портер сравнивает историю понятия "амбиция" в постнаполеоновской Франции и в России после восстания декабристов и делает вывод, что русская литература эпохи Николая I (1825-1855) зиждется именно на различиях в понимании этой экономической страсти в России и за рубежом. Автор предлагает читателю задуматься о степени соответствия в целом одних и тех же понятия, чувств и форм в "исконном" и "заимствованном" вариантах. Исторические материалы, использованные в книге, дают новое, неожиданное понимание поступков персонажей Пушкина, Булгарина, Гоголя, Достоевского, того, что заставляет их выслуживаться, мошенничать, транжирить или, наоборот, копить деньги. Междисциплинарный подход Портер будет интересен и исследователям русской литературы, и компаративистам, и всем, кто интересуется русской литературой первой половины XIX века в историческом контексте.
Портер Д.
Экономика чувств : русская литература эпохи Николая I : (политическая экономия и литература) / Джиллиан Портер ; перевод с английского Ольги Поборцевой. - Санкт-Петербург : Библиороссика ; Бостон : Academic Studies Press, 2021. - 253, [1] с. : ил. ; 22 см.. - (Современная западная русистика = Contemporary western Rusistika). - Библиогр.: с. 224-244. - Предм.-имен. указ.: с. 246-253
Посмотреть издание в электронном каталоге и заказать для чтения в помещении РНБ
Список литературы по этой теме из фондов РНБ
Дополнительная литература из фондов РНБ
Русская литература -- 19 в. -- Тематика