27 апреля в Новом здании Российской национальной библиотеки (Московский пр., д. 165) состоялось открытие выставки "Графика звука".
Впервые РНБ и проект "Графика звука" представили целостный взгляд на историю графической нотации в России - различные формы письменной фиксации сочинений от авангардистов ХХ века до представителей современной российской экспериментальной музыки.
Российские композиторы начали активно экспериментировать с графикой в 60-х годах, хотя нечто похожее можно обнаружить и в наследии русского авангарда. Среди экспонатов выставки - единственное в России собрание графических партитур из Санкт-Петербургского музея звука, а также материалы из фондов РНБ, посвященные русским авангардистам XX века. Это Александр Скрябин и его цветомузыка как средство художественной выразительности, нотации Николая Обухова, работы Андрея Волконского, Сергея Слонимского и других. Книги расскажут о взаимопроникновении музыки и живописи в теоретических работах Николая Кульбина, о необходимости трансформации музыкального языка и концепции "внутреннего звучания" Василия Кандинского.
Отдел рукописей РНБ представит чертеж-рисунок балета «Медный всадник» (1930-е гг.) советского композитора Владимира Дешевова. Это неосуществленный замысел будущего произведения в графической форме, альтернативная фиксация процесса сочинения.
В рамках открытия выступил Санкт-Петербургский импровизационный хор "Траекторики". Музыканты-участники работают с направленностью звука в пространстве и используют в процессе исполнения, специально изготовленные длинные рупоры, позволяющие контролировать угол распространения звука голоса.
Проект задуман как масштабный показ многообразия импровизационных практик, существующих в настоящее время на петербургской сцене. Импровизационная музыка захватывает все новые территории, но одна характеристика остается неизменной: это то, что происходит непосредственно в момент выступления и более не повторяется, это всегда "здесь и сейчас".
Вход свободный.
Фото Олега Яковлева.
СМИ о событии: