Пергаменная рукопись выполнена одним писцом, указавшим свое имя и прозвание в обширной записи в конце книги, – Борис дьяк Шестник Тферитин, – а также год создания книги – 1463 г. Торжественное уставное письмо в два столбца украшают инициалы, в которых сочетаются элементы старовизантийского и балканского стилей. В книге одна миниатюра с изображением евангелиста Марка. Расположение ее весьма необычно – не во весь лист, как это делалось обычно, а во втором столбце текста.
Евангелие богослужебное. По структуре текст относится к типу полного апракоса и содержит евангельские чтения от Пасхи до Великой субботы, Месяцеслов с 1 сентября по 7 января, утренние воскресные евангельские чтения и указатель их по гласам. Переплет книги более поздний.Рукопись поступила в Императорскую Публичную библиотеку (ныне Российская национальная) в 1852 г. в составе собрания М. П. Погодина.
Особую историческую ценность рукописи придают содержащиеся на ее последних листах записи. Писцовая запись представляет систему светского и духовного управления городом. Указан избранный на псковском вече князь Иван Александрович, приехавший в Псков как раз в 1463 г. и всего за три года своего псковского княжения (до 1466 г.) успевший остановить набеги лифляндцев на псковские земли. Названы имена псковских посадников: старого – Юрий Тимофеевич, упоминающийся в псковских летописях с 1426 г. и скончавшийся в монашестве в 1465 г., – и «степенного», то есть последнего избранного – Зиновий Михайлович.
Интересны и две другие памятные записи о ценных вкладах в псковский Троицкий собор. Одна выполнена уставом, вероятно, самим писцом и сообщает о вкладе в 1144 г. архиепископа Новгородского Нифонта, основателя Мирожского монастыря во Пскове. Другая запись сделана полууставным почерком и свидетельствует о событии 1563 г., когда в Благовещенском приделе Троицкого собора тщанием дьяка Юрия Сидорова (в иночестве Софроний) был поставлен надгробный образ благоверного князя Всеволода-Гавриила. Этот князь, внук Владимира Мономаха, княжил в Пскове всего один год вплоть до своей смерти в 1138 г. и за это время успел заложить Троицкий собор – второй храм после первого деревянного, поставленного при княгине Ольге. Всеволод-Гавриил был канонизован в 1549 г., а чудесное обретение его мощей произошло в 1363 г. Сопоставление дат делает очевидным, что надгробный образ был поставлен в год двухсотлетия обретения мощей святого, а Евангелие для придела Троицкого собора, где покоилось его тело, создано в год столетия памятного события. Запись ценна еще и тем, что фиксирует вклад царева дьяка Юрия Сидорова, известного своими крупными пожертвованиями на украшение северных монастырей.Евангелие апракос полный. - 1463 г. - 169 + IV л. ; 1º (27 x 19,8) см.
Шифр РНБ: ОР РНБ. Погод. 18
Новинки Электронной библиотеки
СМИ о событии: