Соловецкий сборник церковных песнопений Игнатия Римского-Корсакова — выдающийся памятник древнерусской книжной и музыкальной культуры.
Рукопись из библиотеки Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря включает в себя основные певческие книги и подборки церковных песнопений, используемые в православном богослужении: Ирмологий, Октоих, Обиход, Праздники и др. Над строками текста песнопений в рукописи помещены строки знамен (или «крюков») — специальных знаков древнерусской музыкальной записи. Книга сохранила музыку, звучавшую в соловецких монастырских храмах в XVII в.Уникальность соловецкого певческого сборника обусловлена обстоятельствами его создания и личностью его составителя. Как явствует из нескольких записей, создателем книги был Игнатий Римский-Корсаков, видный церковный деятель XVII в., предок композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Игнатий (о его мирском имени достоверных сведений нет) Римский-Корсаков (1639–1701), представитель знатного дворянского рода, был стольником при царе Алексее Михайловиче, а около 1667 г. принял монашеский постриг и затем занимал ряд крупных должностей в церковной иерархии (с 1692 г. и до своей кончины он носил сан митрополита Тобольского и Сибирского). Игнатию принадлежат несколько интересных в литературном и историческом отношении сочинений (жития святых, религиозно-полемические трактаты, генеалогия рода Римских-Корсаковых), а соловецкий сборник можно считать его знаменательным трудом в области музыкальной культуры.В 1676 г. московскими войсками было окончательно подавлено восстание соловецких монахов, сопротивлявшихся церковной реформе патриарха Никона. Множество насельников были убиты или изгнаны из монастыря. На их место прибыла группа новых монахов во главе с игуменом Макарием. В их числе оказался и Игнатий, занявший в обители должность уставщика: в его обязанности входило следить за порядком чтений и пения в церкви.
Однако в монастырской библиотеке не оказалось книг, которые могли бы использоваться в богослужении: мятежные монахи уничтожили печатные «никонианские» книги, а старые рукописные «исказили» приписками. Тогда игумен повелел уставщику создать новый образцовый богослужебный певческий сборник. Об этих обстоятельствах сообщается в предисловии, написанном от имени Макария, которое, однако, не было включено в книгу и известно нам по другой рукописи. О ходе труда мы узнаем из нескольких писцовых записей. Работа над сборником продолжалась с 1677 по 1679 гг.: первой была написана книга Праздники, затем Октоих, Ирмологий и Обиход, которые были переплетены в один том. Игнатий работал с помощниками: текст песнопений написан разными писцами (один из них — дьячок Иаков — назван по имени, двое других обозначены инициалами — М. Д. и М. А.), а уставщик собственноручно проставлял знамена.Книга имеет изящное оформление, характерное для русских рукописей XVII в.: киноварные заголовки выписаны тонкой вязью, инициалы декорированы растительным орнаментом.
Роскошным украшением книги служит пышная заставка старопечатного стиля, выполненная чернилами с применением твореного золота, и т. н. «полевой цветок» — изображение цветочной ветви на боковом поле листа.Сборник певческий нотированный. - 1677 - 1679 гг. - 505 + X л. ; 4º (19 x 15,5) см.
Шифр РНБ: ОР. Сол. 277/282
Новинки Электронной библиотеки