Композиция этой лубочной картинки восходит к гравюре, напечатанной в типографии Яна Тессинга. Голландские купцы Тессинги торговали с Россией через Архангельск. В 1700 году Петр I выдал жалованную грамоту Тессингу сроком на пятнадцать лет на открытие в Амстердаме типографии и привилегию печатать и продавать карты, чертежи, печатные листы и книги на русском и голландском языке, кроме текстов религиозного содержания, которые могли издаваться только в России:
«Европейские, Азиатские и Америцкие земные и морские картины и чертежи и всякие печатные листы и персоны и о земных и морских ратных людях, математические, архитектурные и городостроительные и иные художественные книги на Славянском и на Голландском языке вместе, также Славянским и Голландским языкам порознь по особну, с подлинным размером и с прямым извествованием, кроме церковных славянских греческого языка книг…».
Издания Тессинга было разрешено перевозить через Архангельск беспошлинно. Руководил типографией и занимался составлением книг Илья Федорович Копиевский. Тессингом было выпущено несколько десятков книг, в основном учебного содержания, а также басни Эзопа и карты, в том числе небесных сфер. После смерти Тессинга в 1701 году, его дело издания печатной продукции на русском языке пришло в упадок. Однако лубочная картинка «Зерцало грешного» вплоть до XIX века имела большую популярность и была много раз повторена с некоторыми изменениями.В верхней части гравюры, отпечатанной с медной доски, изображены сыновья Ноя - Сим, Хам и Иафет, согласно Библейской традиции, прародители всех народов. Ниже слева на листе – смерть с косой, в центре – дама и кавалер в европейских костюмах по моде восемнадцатого века, между ними – мертвец в гробу. Справа изображен пронзенный мечами грешник в адском пламени.
Оригинальная гравюра Тессинга была двухсторонней, исследователь русской народной картинки Д. А. Ровинский предполагает, что она предназначалась в качестве подарка. Картинка складывалась в несколько раз, так что при каждом развороте открывалось новое изображение. При загибе нижнего края гравюры смерть должна была оказаться в платье дамы, а грешник в кафтане кавалера.
Лубок имеет назидательный характер: изображения были призваны показать отвратительность греха, бренность и быстротечность земной жизни человека.
Лист происходит из коллекции Адама Васильевича Олсуфьева (1721-1784).
Четыре вещи последние [Изоматериал] : О человече зде красяися ... : [лубок]. - [Москва, 17--]. - 1 л. : грав. резцом ; 36х55,2 см.
Шифр РНБ: Э Олс/8-1468
Новинки Электронной библиотеки