Благоверными в Православии принято называть святых, при жизни бывших монархами. Благоверный царевич Димитрий не был правителем, но происходил из царского рода, сын царя Иоанна IV и Марии Нагой, он родился в 1582 году. После смерти Ивана Грозного, Димитрий с матерью были отосланы в Углич, выделенный царевичу в удел.
В возрасте восьми лет, во время игры «в тычку» с использованием ножей, царевич погибает в результате несчастного случая. Принято считать, что он смертельно ранил себя ножом в припадке эпилепсии. Комиссия, присланная из Москвы для расследования смерти царевича, подтвердила случайность его гибели.
По другой версии, царевич был убит по приказу бояр или лично Бориса Годунова, опасавшихся, что он заявит свои права на престол, поскольку у его брата, царя Федора Иоанновича, не было наследников. Жители Углича расправились с предполагаемыми убийцами царевича, за что они и братья матери Димитрия, Марии Нагой, были отправлены в ссылку, как изменники. Царица Мария была пострижена в монахини под именем Марфы. Неоднозначность причин гибели Димитрия Иоанновича привела к появлению на политической арене в эпоху Смутного времени нескольких самозванцев Лжедимитриев, выдававших себя за чудом выжившего царевича.Спустя несколько лет после смерти Димитрия Иоанновича, появились известия о чудесах, совершаемых у его могилы, а его мощи были обретены нетленными. Царевич Димитрий был канонизирован, его останки перевезены в Москву в Архангельский собор. Канонизации «убиенного» царевича способствовал и царь Василий Шуйский, чтобы пресечь попытки объявившегося самозванца прийти к власти. Прославление святого благоверного Димитрия было призвано сплотить разобщённый Смутой народ, дать надежду на избавление от мятежей и иностранных вторжений.
Святого Димитрия изображают в царских одеждах с венцом на голове, подчёркивая его принадлежность к монаршему роду. На лубочной картинке XVIII века из собрания А. В. Олсуфьева царевич Димитрий представлен справа, держащим крест, как сказано в тропаре святому - «за скиптр крест в руку приим», и орудие своей гибели - нож. Над ним благословляющий Иисус Христос и ангел, возлагающий венец на святого. В левой и нижней части листа одновременно разворачивается повествование о его гибели. В центре композиции «приидоша оубийцы к царевичу», ниже, справа налево, показана сцена убийства и нахождения тела Димитрия царицей «со многим народом». В левом нижнем углу пономарь звонит в колокол на колокольне Угличского собора, в то время, как убийцы пытаются выбить дверь. Выше показано их бегство из города и расправа над ними жителями Углича. Эти сюжеты обычно изображались на житийных иконах святого благоверного царевича Димитрия и оттуда перешли в лубочную картинку.Благоверный царевич Димитрий [Изоматериал] : [лубок]. - [Москва, 17--]. - 1 л. : грав. резцом ; 40,2х30,9 см.
Шифр РНБ: Э Олс/4-718
Новинки Электронной библиотеки