Стилистику плана задаёт русская народная картинка – особый вид графического искусства, гравированные рисунки с текстовым сопровождением, которые по тематике можно разделить на религиозные, нравственные, юридические, исторические и символико-поэтические. На представленном листе запечатлено событие церковной жизни Москвы, связанное с Отечественной войной 1812 года. Показаны кремлёвские стены и здания в аксонометрической проекции, торжественное шествие духовенства и народа с крестом, иконами, хоругвями. Внизу изображения приведён текст с подробным разъяснением порядка совершения крестного хода.
Крестный ход, наследие греческой церкви, – молитвенное шествие вокруг храма, монастыря, города. Умилоствительные, покаянные, благодарственные, торжественные, крестные ходы совершались на праздники и в связи с особыми обстоятельствами (перенесение мощей и икон, освящение угодий, тяжёлые испытания важные события, избавление от бед).Установление крестного хода в благодарение о спасении столицы датируется 1813 г. После ухода французов в Кремле начались восстановительные работы, и он ещё долго был закрыт для богомольцев. Первым был освящён наименее пострадавший Покровский собор, а подвергшийся наибольшему разорению Успенский собор был освящён только в августе 1813 г. 11 (23) октября, в годовщину изгнания неприятеля из Москвы, в Успенском соборе было совершено богослужение, а по окончании совершён крестный ход вокруг стен Кремля с участием всех московских церквей, что было установлено навсегда и введено в устав Московской церкви. Под колокольный звон несли знаменитые московские иконы, хоругви, простреленные в Бородинском сражении. После торжественного молебна в Успенском соборе крестный ход направлялся через Спасские ворота к Иверской часовне на Красной площади, затем к Лобному месту, где совершалась лития по погибшим воинам, затем возвращался в Успенский собор. В середине XIX в. был установлен ещё один крестный ход, 1 (13) сентября, в годовщину военного совета в Филях, когда М. И. Кутузов отдал приказ отступать из Москвы; в Покровской церкви совершалась Литургия и панихида по императору Александру I, М. И. Кутузову и всем павшим участникам Отечественной войны, затем крестный ход направлялся в так называемую Кутузовскую избу, т. е. избу крестьянина М. Фролова, где проходил совет.
Известны слова М. И. Кутузова о решении оставить Москву: «С потерею Москвы не потеряна ещё Россия. Первою обязанностью своею поставляю сберечь армию. Доколе будет существовать армия — до тех пор сохраним надежду благополучно завершить войну». При отступлении был отдан приказ об уничтожении складов боеприпасов и провианта. Москва опустела – из почти 300-тысячного населения в городе, по разным данным, осталось около 10 тыс. человек, а кроме этого раненые и больные солдаты. Наполеон вступил в столицу России 2 (14) сентября и отдал город на разграбление солдатам. В тот же день вспыхнул пожар, распространившийся ночью из-за сильного ветра по всей Москве и бушевавший несколько дней. По разным оценкам, огонь уничтожил около 350 церквей и монастырей, около 2 500 каменных и 7 000 деревянных домов, более 8 000 лавок, 17 каменных и 21 деревянный мост; общий ущерб от пожара исчисляется более чем в 300 млн. рублей. Историческая наука не может вынести категорического обвинения в поджоге ни русским, ни французам, называя среди возможных причин пожара как стремление русских нанести урон вражеским войскам, так и неосторожное обращение с огнём пьяных французских солдат, промышлявших мародёрством. Они беспощадно грабили жилые дома и церкви. Многие священные предметы и иконы были вывезены из Москвы, но те, что остались в соборах Кремля, подверглись осквернению. Были сняты и переплавлены ризы с икон, оклады на раках, паникадила (плавильные горны устраивались прямо в церквях), иконы изрублены, мощи святых выброшены из рак. В Успенском соборе была устроена конюшня, в алтаре Архангельского собора – кухня, в Благовещенском соборе – склад одежды и обуви, в алтаре главного храма Чудова монастыря маршал Даву оборудовал канцелярию. Такое же варварство по отношению к святыням проявляли французы по всей Москве (так, в Боголюбской церкви московского Высоко-Петровского монастыря была устроена скотобойня) и везде на оккупированных территориях.Попытки переговоров не дали результата, наладить снабжение также не удалось, и через тридцать с лишним дней Наполеон отдал приказ покинуть Москву, предварительно заложив пороховые заряды под стены и башни Кремля. Сильный дождь ослабил пожар и предотвратил многие взрывы. Уничтожена была Водовзводная башня и позднейшие пристройки к колокольне Ивана Великого, пострадали Никольская, 1-я Безымянная и Петровская башни, часть Арсенала, обгорела Грановитая палата. 10 (22) октября в город с боем вступил отряд полковника Иловайского, а 11 (23) октября – кавалерийский авангард под командованием А. Х. Бенкендорфа, окончательно установивший порядок в городе. Первый благодарственный молебен был совершён 12 (24) октября в Страстном монастыре, в неосквернённой церкви Страстной иконы Божий Матери.
План создан «иждивением» (на средства) Архипа Евдокимовича Белянкина. Способ выполнения плана – металлографическая печать, при котором рисунок резался на медной доске, а оттиск переносился на литографский камень, т. е. переводился с гравюры; такой смешанный способ печати рисунка позволял добиться высокой чёткости изображения.А. Е. Белянкин, московский издатель и владелец металлографии, родился в семье купца, торговавшего свечами при Покровском соборе. Отцовское дело продолжил брат Архипа Евдокимовича, Лука, известный как беллетрист-самоучка, автор детских книг, описаний святынь и церковных праздников. В числе произведений популярной графики А. Белянкина присутствуют лубочные картинки различного содержания: военные события истории и современности, портреты, иллюстрации к сказкам, песням и литературным произведениям.
Геометрическоперспективный вид Кремля царствующаго града Москвы, около котораго по совершении соборней литургии бывает большой крестный ход от 10-го числа октября в первое воскресенье установленный в память освобождения царствующаго града Москвы от нашествия галлов 1812 года [Карты] / иждивением Архипа Евдокимова Белянкина и право оригинала принадлежит ему ж Белянкину ; гравиров. в Металлогр. А. Ефимова. - [Москва : А. Е. Белянкин, 1845]. - 1 к : грав., текст ; 64х85 см.
Шифр РНБ: К 2-М 3/5
Новинки Электронной библиотеки