В народной картинке широкое распространение получили гравированные виды монастырей. Одной из наиболее часто изображаемых обителей становится особо почитаемый Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. На листе представлена пятиугольная монастырская крепость, над ней – образ Богоматери Оранты, по сторонам композиции находятся образы преподобных Зосимы и Савватия, основателей монастыря на Соловецком архипелаге. Мастер изображает множество кораблей и фантастических морских существ среди островов, что оживляет картинку и придаёт ей сходство со старинными европейскими картами.
Первым на островах поселяется преподобный Савватий. Он принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, затем был иноком Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В конце 20-х годов XV века Савватий удаляется на безлюдные острова в Белом море, и вместе с встреченным им на пути иноком Германом поселяется на одном из них. В уединении они прожили несколько лет.После смерти Савватия, на остров прибывает преподобный Зосима, который станет основателем новой обители и первую суровую зиму проживёт на острове один, преодолевая нужду в съестных припасах и искушение покинуть скит. Вскоре по возвращении Германа, отлучавшегося на материк, на остров стали прибывать и другие монахи. Здесь появляются кельи, церковь и другие монастырские постройки. Согласно житию преподобного Зосимы, он стал третьим игуменом обители. Почитание преподобного Савватия началось сразу после его смерти и Зосима переносит его мощи на Соловки, погребает за алтарём церкви Успения Пресвятой Богородицы. В XVI столетии оба преподобных будут канонизированы.
Во второй половине XV века монастырь получает жалованную грамоту от Новгорода на владение Соловецкими островами, и в следующем столетии обитель становится крупным духовным, экономическим и культурным центром северных земель. Благодаря стараниям игумена Филиппа, будущего митрополита Московского и всея Руси, монастырь расширяется, приобретает право беспошлинной торговли солью, совершенствуется его хозяйственная организация. Филипп сделал многое и для почитания святых Зосимы и Савватия, перенес их мощи в Спасо-Преображенский собор. С конца XVI века Соловецкая обитель превращается в каменную крепость, защищавшую северные границы.
Монахи Соловецкого монастыря не приняли церковную реформу патриарха Никона и новые богослужебные книги, что привело к опале со стороны власти и многолетней осаде монастыря правительственными войсками. В 1676 году Соловецкая крепость была взята стрельцами, в результате предательства инока, затем последовали казни мятежников. Сопротивление Соловецких монахов церковной реформе почитается старообрядческой церковью как мученический подвиг.К XVIII веку Соловецкий монастырь обладал обширными землями, несколькими солеварнями, вел рыболовный и зверобойный промысел, осуществлял добычу жемчуга, слюды и железной руды. Обитель обладала богатой библиотекой, в ризнице монастыря были собраны сокровища древнерусского религиозного искусства.
Начиная с правления Петра I, значительная часть владений и промыслов монастыря конфискуется в пользу государственной казны.
В 1765 году обители «с Высочайшего императрицы Екатерины II соизволения» присваивают статус ставропигиального монастыря, она переходит в непосредственное подчинение Святейшему Синоду.
[Вид Соловецкого монастыря с преподобными Зосимой и Савватием] [Изоматериал] : Зри колико имать в себе святая обитель ... : [лубок]. - [Москва, 17--]. - 1 л. : грав. резцом ; 31,4х40,6 см.
Шифр РНБ: Э Олс/5-842
Новинки Электронной библиотеки