РНБ Российская национальная библиотека
12.02.2024

К 90-летию спасения парохода «Челюскин» - выставка «Трагедия, обернувшаяся триумфом»

На площадке перед Универсальным читальном залом в Главном здании Российской национальной библиотеки (пл. Островского, 1-3) начала работу выставка «Трагедия, обернувшаяся триумфом», приуроченная к 90-летию спасения из ледового плена парохода «Челюскин».

Пароход «Челюскин» был построен в Дании в 1933 г. по заказу СССР под названием «Лена». Впоследствии он получил имя русского полярного исследователя XVIII в. Семена Челюскина.

Пароход имел небольшую ледовую защиту в носовой части, но не являлся ледокольным судном. В июле 1933 г. прибыл в Ленинград. Первый начальник Главсевморпути Отто Шмидт решил повторить поход ледокольного парохода «Александр Сибиряков» за одну навигацию по Северному морскому пути с запада на восток до Владивостока без сопровождения ледокола. Он хотел доказать, что пройти по этому маршруту можно на обычном транспортном судне. Шмидт стал руководителем экспедиции, капитаном на судне был назначен Владимир Воронин.

16 июля «Челюскин» отправился из Ленинграда в Мурманск. В штормовых условиях прошел море Лаптевых и Восточно - Сибирское, в Чукотском море он был затерт льдами и начал дрейф. В ноябре оказался в Беринговом проливе. 13 февраля 1934 г. на 212 день плавания и 120 день дрейфа «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Погиб один человек,104 челюскинца (включая 10 женщин и 2 маленьких детей) высадились на льдину и впоследствии были спасены пилотами полярной авиации.

Трагедия в Беринговом проливе всколыхнула всю страну. Тысячи людей рвались спасать экспедицию. В Москве был создан штаб, который возглавил Валериан Куйбышев. Рассмотрев разные предложения, сочли лучшим вариантом использование авиации. Первым самолётом, севшим на льдине, был АНТ-4 Анатолия Ляпидевского. Примечательно, что до этого он произвёл 28 вылетов и только 29-й стал удачным. Поискам экспедиции мешали очень плохие погодные условия, особенно сильный туман. Ляпидевский совершил подвиг, он сумел сесть в 40-градусный мороз на площадке 150 на 400 метров.

Все участники экспедиции (кроме детей) были награждены орденами «Красной Звезды», а семеро летчиков Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков стали первыми героями Советского Союза.

Возвращение челюскинцев было построено как триумфальное шествие от Владивостока до Москвы. Кульминацией торжеств стал парад на Красной площади. 19 июня 1934 года в Москве при огромном стечении народа состоялась торжественная встреча челюскинцев. 200 тысяч листовок было сброшено с недавно построенного самолета-титана «Максим Горький».

Вниманию читателей представлены такие издания, как «Из ледового плена» (Бабушкин Е.В., 1934), «Поход «Челюскина»: героическая эпопея» (1934), «Челюскинцы» (Ляпидевский А.В., 1938), «Отто Шмидт» (Корякин В.Г., 2011), «Загадки и трагедии Арктики» (Каневский З.М., 2020) и другие. Также на выставке можно ознакомиться с редким изданием «Героическая эпопея: Арктический поход и гибель «Челюскина»». – 1935 г., содержащим большое количество документов, карт, фотографий, иллюстраций, эскизов художников.

Выставка продолжит работу до 26 февраля.

Вход по читательскому билету в часы работы библиотеки.

СМИ о событии:

Культура.РФ, журнал "Библиотечное дело"

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант