РНБ Российская национальная библиотека
12.02.2024

Книжные памятники. Топ 100. Четвероевангелие. Втор. пол. XIV в.

Миниатюрное пергаменное четье Евангелие создано в Москве в конце XIV в. и является одним из немногих дошедших до наших дней образцов рукописной книжности того периода, когда после разорительного нашествия на Москву в 1382 г. хана Тохтамыша книгописание на время затухает. Для этого периода характерны не большие роскошно декорированные книги, а более скромные – и по размеру, и по художественному оформлению. При этом мастерство книгописцев не падает, а приобретает другие формы.

Заставка тератологического стиля
Текст памятника написан мелким каллиграфическим полууставом. Тонко заточенным птичьим пером тщательно выписана каждая буква, каждый киноварный инициал. Замечательны по точности рисунка две заставки, выполненные киноварными контурами с желтым подтенком на голубом фоне. Одна заставка изящного плетеного орнамента, а другая – подлинная вершина развития тератологического стиля на Руси. Две диковинные птицы с причудливо оплетенными крыльями встречают читающего при начале текста первого Евангелия – от Матфея. Плетеные элементы декора гармонично уравновешены со стилизованными формами птиц, при этом каждая деталь миниатюрной заставки поражает виртуозностью штриха.

Состав рукописи типичен для данного типа книги: Евангелия предваряются предисловиями и оглавлениями, а после канонических текстов следуют указатели евангельских чтений на весь год, Месяцеслов, а также прокимны и аллилуарии воскресные и дневные. Книга сохранилась в позднем переплете XVII в.

Книга поступила в Императорскую Публичную библиотеку (ныне Российская национальная) в 1852 г. в составе собрания М. П. Погодина.

И. Вздорнов отмечает близость памятника к рукописям Никона Радонежского, которые по преданию считаются написанными им самим. Общность обнаруживается в типе письма, в инициалах и заставках. Бисерный полуустав, изобретательность и пластичность тератологических образов свидетельствуют о незаурядном мастерстве писца и художника этой рукописи. Преподобный Никон (ум. в 1427 г.) – ученик Сергия Радонежского и его преемник на игуменстве в Троицком монастыре. В 1408 г. при нашествии хана Едигея он спас монастырские книги, восстановил обитель после ее полного разрушения, заложил каменный Троицкий храм, заказал Андрею Рублеву знаменитый образ Святой Троицы в похвалу Сергию Радонежскому.

Заставка изящного плетеного орнаментаТекст памятника написан мелким каллиграфическим полууставом

Евангелие тетр. - Втор. пол. XIV в. - 208 л. ; 8º (11,5 x 8,5) см.

Шифр РНБ: ОР Погод. 21

Новинки Электронной библиотеки

 

Онлайн-консультант
Онлайн-консультант