Сборник из библиотеки Соловецкого монастыря, датируемый второй половиной XVI в., содержит 96 статей (около трети от общего числа сочинений, атрибутируемых Максиму). Уникальной книгу делает помещенный на первом ее листе портрет автора — одно из самых ранних дошедших до нас изображений Максима Грека (л.VII).
С первых лет своего пребывания в России Максим приобрел большой авторитет среди русских книжников как переводчик, богослов и публицист. Его литературное наследие очень многообразно. Среди переводов Максима — толкования на тексты Священного Писания, сочинения греческих отцов церкви, жития святых. Свой переводческий опыт он обобщил в нескольких специальных теоретических сочинениях и грамматических трактатах. Публицистика Максима Грека имеет широкий тематический спектр: в ней писатель обращался к проблемам, наиболее остро волновавшим русское общество в первой половине XVI в. Отдельные статьи посвящены вопросам о границах светской и духовной власти, о праве монастырей на владение землями, о вере в гадания и астрологию, об отношении православных к инославным христианам и иноверцам. В своей публицистике Максим Грек прилагает концепции, принадлежащие европейской философской и богословской мысли, к явлениям русской действительности XVI в.Об авторитете Максима Грека и его влиянии на русских книжников свидетельствует распространенность рукописных сборников, целиком составленных из его произведений. Первые авторские собрания сочинений стали появляться еще при жизни писателя (известно, несколько книг, содержащих его собственноручную правку). В настоящее время выявлено более 100 таких рукописей XVI–XVIII вв. Многие из них содержат миниатюры, изображающие автора. Эта особенность обращает на себя внимание: в это время Максим Грек еще не был прославлен в лике святых (он был канонизирован русской церковью только в 1988 г.), тем не менее, его изображения появляются не только в книгах, но и на иконах и в храмовой росписи. Самые ранние известные нам миниатюры находятся в трех рукописях конца XVI в., хранящихся в библиотеке Соловецкого монастыря. Здесь Максим представлен как монах-книжник: пером чернилами вычерчен профиль длиннобородого старца в клобуке. Этот образ, явно запечатлевший индивидуальные портретные черты (крючковатый нос, складки на щеках), очевидно, восходит к прижизненному изображению Максима.
Настоящая рукопись оригинальна по составу — она содержит т. н. «Соловецкое собрание» сочинений Максима Грека (см. л. I). В конце XVI в. книга принадлежала дьяку Богдану Дементьеву, о чем свидетельствует запись на л. VII, и была вложена им в Соловецкий монастырь не позже 1597 г. (В монастырской описи 1597 г. она упомянута в числе 11 книг «дяка Богдана Деменьева данья»).Максим Грек. Сочинения. - Втор. пол. XVI в. - VII + 766 л. ; 4º (19,0-19,7 x 13,8) см.
Шифр РНБ: ОР Сол. 494/513
Новинки Электронной библиотеки